Театр Дилижанс Тольятти
ХХV юбилейный
театральный
сезон
2016-2017
Главная » 2015 » Июль » 12 »
15:26
25 июня. Рецензии Олеси Борисовой на проекты "Детская площадка" и "Плаха"

4 день. СТРАХ и БЕЗНАКАЗАННОСТЬ

 

«Детская площадка» — неожиданный проект Дмитрия Марфина, где поднимаются актуальные для современности проблемы рамок свободы, взаимопонимания детей и взрослых, вопросы недоверия родителей к своим чадам, а также темы перелюбленных детей, лишенных свободы самостоятельно действовать, мыслить и просто быть самими собой. Этот проект призван напомнить, что ребенок не нуждается в чрезмерной опеке, детский мир отличается от взрослого, но он так же самостоятелен и полноценен, как и мир взрослых, только со своими закономерностями. Однако чтобы понять это, взрослым самим надо перестать быть ребенком, вырасти — в первую очередь подняться над своими страхами.

 

 

Дмитрий Марфин всей формой постановки подкрепляет эту идею: главные роли проигрываются детьми, которым он дал полную свободу в реализации творчества, — в спектакле они не только играют, но и танцуют, и читают стихи. В расставлении смысловых акцентов автору проекта призван помочь жанр фантастики, ведь это возможность показать будущее, которое создается здесь и сейчас, и от нас зависит, каким оно будет для будущих поколений.

 

В спектакле прозвучала безумно интересная мысль: все печали к нам приходят осенью, и именно это время года побуждает нас к действию, потому что мы задумываемся о планах, об отведенном нам времени, и чтобы успеть сделать что-то для мира, нужно торопиться. С этой мыслью приходит тревога, сомнения. Выступая как символ взросления (по крайней мере внешнего), образ осени объясняет, хоть и частично, почему взрослым свойственно волноваться за своих детей: проблема в том, что родители часто перекладывают свои страхи и тревоги на чужую жизнь, жизнь ребенка.

 

По сути, это очень добрый спектакль, аудитория которого может рассчитывать на внимание и взрослого, и маленького поколения. За 1,5 месяца режиссеру с ребятами удалось сделать удивительную танцевальную постановку. Зрители по достоинству оценили проект, однако остались вопросы к визуальному ряду и декорациям, поскольку жанр фантастики и тема — определенная заявка на яркость и необычность именно этой стороны спектакля. Возникли споры и по поводу стихотворений, которые, кстати, написаны самими детьми. Были мнения, что плоды их творения выглядят несколько неубедительно и чужеродно в общей канве спектакля. На мой взгляд, такие моменты действительно были.

 

Отсюда родился ещё один вопрос: насколько и до какой поры следует поощрять творчество ребенка, чтобы не воспитать у него дурной вкус. Наверное, ответ кроется в самом спектакле — важно установить диалог и наладить понимание между мирами взрослых и детей. 

 

Это легкий, без особых сложностей спектакль, который обязательно найдет своего зрителя. А судя по активному обсуждению — уже нашел.

 

* * *

 

Плаха» — ещё одна достойная заявка на статус победителя фестиваля, оригинальная постановка Екатерины Зубаревой, режиссера спектаклей-победителей прошлых лет, среди которых «Венский стул» и «Превращение». Спектакль поставлен по одноименному роману Чингиза Айтматова, изданному в 1986 году. 

 

  

 

Сюрприз ждал с самого начала: оказывается, текст прозаического романа был переложен на стихи актером театра «Дилижанс» Петром Зубаревым, и очень талантливо. Неординарное решение перехода с прозы на стихи могло сделать работу сложной, однако Екатерина Зубарева рискнула и от этого только выиграла — поэтический текст получился довольно легким для восприятия и нисколько не мешал пониманию сюжета. 

 

История волчицы Акбары (имя переводится как «великая») поднимает широкий пласт проблем — добра и зла, жизни и смерти, человечности, совести и вседозволенности, гордыни, подлости, жестокости и мирской несправедливости. «Плаха» показывает, насколько отличаются человечные отношения волков в стае, где каждый готов постоять за другого, пожертвовав собой, и в «стае» человеческой, полной вражды и эгоизма. В то же время Акбара выступает метафорой совести, гонимой людьми и не приживающейся в мире. Мотив несправедливости можно связать с образом честного и справедливого Бостона, которому приходится расплачиваться за чужие грехи. Это почти христианский закон сознания и принятия общей вины, где «каждый виноват за всех».

 

«Плаха» — отточено-ритмичный, напряженный шаманский спектакль, полный символизма и почти вводящий в транс. Такая форма выбрана в соответствии со стилизацией под народно-поэтический киргизский эпос, сакральное действо, предполагающее синтез речи сказителя (манасчы), ритмического музыкального сопровождения и танцев. В постановке задействовано много инструментов, один из главных — барабан. Именно он создает ритм, заставляющий сердце биться в унисон со сценическим действием, жить и дышать вместе с ним. 

 

Режиссерских находок столь много, что не перечислить. Все они подчинены единой цели и несут смысловую нагрузку, призванную заставить сопереживать и довести до катарсиса. Много декораций-трансформеров, почти как в «Превращении», но теперь не только в одежде героев, а и в более глобальном масштабе — трансформации подвергаются почти всё сценическое пространство. Даже зал «Черного квадрата» предстает здесь в качестве киргизской юрты — удивительная находка, благодаря которой каждый зритель вовлечен в действо. Особенно поразила чёрная стена с прорисованным стадом сайгаков, откуда герои постепенно отрывают куски, под которыми — красные пятна: так, почти глухо и надрывно звучит призыв не губить природу, быть бережнее ко всему живому и сохранять в себе человечность. Он звучит скромно, без декламаций, но производит более сильное впечатление, чем пространные наставительные разговоры. Нельзя оставить без внимания поразительную актерскую работу: ребята прекрасно чувствуют друга друга, играют очень гармонично и сработано. 

 

В этом спектакле как ни в каком другом ощущается гуманизм. Сам Чингиз Айтматов говорил: «Я хотел бы разбудить совесть в людях, глубокие мысли, с тем чтобы люди лучше понимали свое время, свою жизнь. Они не должны себя защищать ни в раю, ни в аду. Они должны действительно понимать реальность, и именно для этого им нужна литература». Добавим — и театр.

 

В оценке этой работы зритель был однозначен: спектаклю быть! В какой-то момент показалось, что даже если эта постановка не станет победителем, она все равно займет достойное место в репертуаре театра «Дилижанс» и укоренится там прочно и надолго.

 

Олеся Борисова

 



Категория: Пресса о театре | Просмотров: 473 | Добавил: diligence | Теги: пресса, рецензии, Олеся Борисова, Плаха, Премьера одной репетиции | Рейтинг: 0.0/0
Похожие материалы:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]