Театр Дилижанс Тольятти
ХХV юбилейный
театральный
сезон
2016-2017
Главная » 2015 » Июль » 12 »
16:09
23 июня. Рецензии Олеси Борисовой на проекты "Мастер и Маргарита. Начало" и "Диалог животных"

23 июня. Всеохватность и провокация. 

 

Третий проект фестиваля — мистический спектакль «Мастер и Маргарита. Начало» — собрал полный зал зрителей. По признанию одного из авторов проекта, Алексея Солодянкина, он специально ездил в Москву на могилу писателя и просил разрешения на постановку спектакля у самого Мастера слова.

 

Руководитель проекта называет эту работу «смелой наглостью» и с особым волнением рассказывает, что 5 лет «бредил премьерой». 

 

Здесь мы не увидим постановки всего романа, ведь это только начало. Однако продолжение у авторов уже существует: Михаил Суслов рассказывает, что это инсценировка почти на 70 листов, и сейчас, ввиду ограничений по времени, зрителю успели представить только 20 из них. Полноценная, а не эскизная версия спектакля будет рассчитана, предположительно, на три часа. 

 

 

Наверное, не имеет смысла много писать о спектакле — этот тот случай, когда его надо смотреть. Смотреть и видеть. Поэтому — сразу к вердикту зрителей: динамично, агрессивно, зрелищно, масштабно, мощно — так, что пробирает до мурашек, но при этом аккуратно и живо, видно трепетное и нежное отношение к оригиналу. В постановке замечательно сочетается минимализм и масштабность действий, которые разворачиваются на маленькой сцене, — здесь поистине «словам тесно, а мыслям просторно». 

 

Булгаковский стиль четко просматривается — это именно тот бессмертный роман о вечной борьбе добра и зла, человеческих пороках, тщеславии и предательстве, свободе, а также спасительной силе любви. Это книга «обо всём» — исторические, философские, этические и эстетические вопросы поворачиваются новыми гранями, переплетаются между собой, заставляя зрителя заглянуть внутрь себя и постараться на них ответить. Если это произошло, значит, цель достигнута. 

 

И кажется, встреча со своим «я» случилась. Возможно, поэтому беседа зрителей затянулась: обсуждали актуальность, смыслы, которые у каждого оказались своими, пытались определить жанр, спорили, перебивали друг друга, но остановились на одном: стоит обладать необыкновенной смелостью, мужеством и моральной силой, чтобы сделать такой проект. Центральным вопросом в определении актуальности этой работы стал вопрос: не является ли большим злом попустительство злу? Думается, ответ был очевиден.

 

Так что старания Алексея Солодянкина и Михаила Суслова не пропали даром — зритель заинтересован и ждет продолжения как можно скорее! 

 

* * *

 

Следующим на очереди проектом второго дня фестиваля стала фантастическая постановка Екатерины Федорщук «Диалог животных» — по одноименной одноактной пьесе скандального французского писателя-журналиста современности Патрика Бессонна.

 

Провокационная, загадочная, наполненная, с одной стороны, сарказмом, а с другой — лирикой, работа об одиночестве, старости, верности, дружбе и любви, привычках, от которых тяжело отказаться, боязни рисковать и нежелании брать ответственность за свои решения. И вновь, как и в спектаклях первого дня, на первый план выступает мотив фантазии, только здесь она не самоцель, а способ оправдать поступки и скрыть неуверенность и инфантилизм.

 

 

Место действия — холостяцкая квартира героя, вот уже 4 года живущего с котом. Его жена Марта умерла, и вот появляется новая женщина — некая Франсуаза. Каковы будут действия Мориса? Останется ли он верен своей прошлой любви? Решится ли что-то поменять в своей беспросветной, как ему кажется, жизни, или останется верен своему одиночеству и нынешнему образу жизни? А само одиночество — что это: благо или несчастье? Эгоизм или инстинкт самосохранения? Наверное, загадочный герой Боб неслучайно вспоминает Марту, которая любила птиц, но так и не завела, поскольку в квартире жил кот... Видимо, эта деталь для меня и оказалась ответом на все вопросы. А насколько любовь может стать предательством мечты и отказом от себя, зрители размышляли после спектакля. 

 

Попытку психологизировать ситуацию ожидает провал, зритель четко понимает, что у Мартина нет серьезной внутренней борьбы, нет диалектики и отчаянной рефлексии — сам для себя он уже все давно решил: ничего не изменится. 

 

Автор определила пьесу как «женскую». Вопрос, почему женщине стало столь сложно создать семью в современной действительности, также был спровоцирован просмотром данной работы, что, в частности, и определило актуальность постановки (ну, ещё её определило, конечно, наличие кота, тренд как-никак). Однако, на мой взгляд, постановка не имеет четких гендерных акцентов, а затрагивает более широкий диапазон тем и проблематики, что и подметили зрители. 

 

В общем, проект удался, но остается открытым вопрос, насколько подобные провокационные проекты уместны в ТЮЗе — сарказм в такой форме не всеми может быть оценен по достоинству.

 

Олеся Борисова

 



Категория: Пресса о театре | Просмотров: 451 | Добавил: diligence | Теги: Мастер и Маргарита, Олеся Борисова, рецензии, пресса, Премьера одной репетиции 2015 | Рейтинг: 0.0/0
Похожие материалы:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]