Театр Дилижанс
Касса: 34-53-72
Главная » 2015 » Июль » 8 »
22:13
28 июня. Олеся Борисова о прошлогоднем победителе фестиваля

От проекта к спектаклю

 

Завершающим фестиваль стал спектакль Леонида Дмитриева «Ночь после выпуска» — в прошлом году он победил по итогам зрительского голосования. Эта постановка по одноименной повести Владимира Тендрякова, принадлежащая к направлению социального реализма 70-х годов, ставит вопросы, на которые и взрослые не всегда находят ответы, — свободы, сложности выбора пути, человеческого предназначения, ответственности за свои поступки и решения. 

 

Поскольку в прошлом году мне удалось побывать на проекте и увидеть начальную версию постановки, считаю должным отметить: театральная работа преобразилась, поменялись декорации, и, что значимо, появилась новая сюжетная линия, раскрывающая по-новому само произведение и делающая спектакль более многогранным и объемным. Как помнится, проект затрагивал, прежде всего, отношения между сверстниками, теперь же появилась линия учителей, дающая возможность сделать акцент и на отношениях между поколениями. Как показалось, здесь можно выделить и проблему преподавания литературы в школе — основного воспитанника мыслей и чувств. 

 

 

 

Декорации не только поменялись, но и дополнились новыми «фишками»: если в проекте превалировал контраст между белым и черным цветами, показывая крайности и максимализм героев, то теперь пространство сцены разделено на два мира — учителей и выпускников. Причем бывшие школьники находятся на открытом пространстве, будто символизирующем свободу и многообразие путей, открытых им. Все разговоры учителей проходят в закрытом помещении, школьном кабинете (видно окно), откуда невозможно познать настоящую жизнь. Практически лейтмотивом проходит мысль, актуальная во все времена: как часто в школе нас учат ненужному, дают знания, которые вряд ли пригодятся в жизни. 
Образы школьных учителей прекрасно раскрывают и тему предназначения — кто-то чувствует свою нужность, кто-то считает, что зря прожил жизнь, тратя её впустую. Это даже не намек, а искреннее пожелание юношам и девушкам ответственно отнестись к выбору своего жизненного пути. И, кстати, сюда же можно приписать тему власти, которая звучит не так открыто, но требует особого осмысления. Ученики рассуждают о ней по-своему. Учителя хорошо понимают, что имеют большую власть над умами молодых людей, и осознают, что важно не только дать им знания, а научить думать и относиться друг к другу по-человечески.

 

Благодаря немного измененной подаче материала, смыслы живут по-новому: для меня как зрителя сместились смысловые акценты даже там, где декорации изменены не были. Так, если раньше ночь и темнота угадывались как загадочное время, позволяющее сказать всё таинственное, что не можешь произнести вслух днём, своеобразный рубеж между юностью и более зрелым возрастом, то сейчас в образе ночи я увидела прежде всего неясность пути и страх вообще идти куда-то. Спектакль, в отличие от проекта, получился более цельным, приобрел органичное завершение.

 

ОЛЕСЯ БОРИСОВА

 



Категория: Пресса о театре | Просмотров: 1671 | Добавил: diligence | Теги: пресса, рецензии, Премьера одной репетиции 2014, Олеся Борисова, Ночь после выпуска, Премьера одной репетиции 2015 | Рейтинг: 0.0/0
Похожие материалы:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]