22:13 28 июня. Олеся Борисова о прошлогоднем победителе фестиваля |
От проекта к спектаклю
Завершающим фестиваль стал спектакль Леонида Дмитриева «Ночь после выпуска» — в прошлом году он победил по итогам зрительского голосования. Эта постановка по одноименной повести Владимира Тендрякова, принадлежащая к направлению социального реализма 70-х годов, ставит вопросы, на которые и взрослые не всегда находят ответы, — свободы, сложности выбора пути, человеческого предназначения, ответственности за свои поступки и решения.
Поскольку в прошлом году мне удалось побывать на проекте и увидеть начальную версию постановки, считаю должным отметить: театральная работа преобразилась, поменялись декорации, и, что значимо, появилась новая сюжетная линия, раскрывающая по-новому само произведение и делающая спектакль более многогранным и объемным. Как помнится, проект затрагивал, прежде всего, отношения между сверстниками, теперь же появилась линия учителей, дающая возможность сделать акцент и на отношениях между поколениями. Как показалось, здесь можно выделить и проблему преподавания литературы в школе — основного воспитанника мыслей и чувств.
Декорации не только поменялись, но и дополнились новыми «фишками»: если в проекте превалировал контраст между белым и черным цветами, показывая крайности и максимализм героев, то теперь пространство сцены разделено на два мира — учителей и выпускников. Причем бывшие школьники находятся на открытом пространстве, будто символизирующем свободу и многообразие путей, открытых им. Все разговоры учителей проходят в закрытом помещении, школьном кабинете (видно окно), откуда невозможно познать настоящую жизнь. Практически лейтмотивом проходит мысль, актуальная во все времена: как часто в школе нас учат ненужному, дают знания, которые вряд ли пригодятся в жизни.
Благодаря немного измененной подаче материала, смыслы живут по-новому: для меня как зрителя сместились смысловые акценты даже там, где декорации изменены не были. Так, если раньше ночь и темнота угадывались как загадочное время, позволяющее сказать всё таинственное, что не можешь произнести вслух днём, своеобразный рубеж между юностью и более зрелым возрастом, то сейчас в образе ночи я увидела прежде всего неясность пути и страх вообще идти куда-то. Спектакль, в отличие от проекта, получился более цельным, приобрел органичное завершение.
|
|
Всего комментариев: 0 | |