Театр Дилижанс
Касса: 34-53-72
Главная » 2015 » Июль » 11 »
21:57
26 июня. Рецензии Олеси Борисовой на проекты "Маленький принц" и "Треклятая"

 

Поиск формы и смыслов

 

«Маленький принц» — неформатная, но очень органичная, дарящая эстетическое удовольствие постановка по одноименной повести Антуана де Сент-Экзюпери от профессионального музыканта Екатерины Завьяловой. Отличительная черта спектакля — синтез музыки (от коллектива «Хольц-квартет», состоящего из 5 духовых музыкальных инструментов, — флейты, гобоя, кларнета, фагота и валторна), художественных песочных эскизов от Екатерины Чохели, «умеющей рисовать счастье» (очень удачная и точная, на мой взгляд, характеристика из зрительского зала), и актерского чтения Андрея Амшинского. Всё это помогает пробудить фантазию зрителя, вывести его на новый уровень восприятия театральной работы. 

 

 

Задача проекта — по-новому раскрыть книгу, знакомую с детства, правда, пока что только через одну сюжетную линию, и при этом понять, насколько такие спектакли нужны городу. Как отметила Екатерина, автор работы, музыку для «Маленького принца» она подобрала из творений авангардных композиторов. А ещё стало известно, что это не первая музыкальная работа «Хольц-квартета» для детей — программа «Большая музыка для маленьких» призвана помочь выработать привычку слушать хорошую музыку с самого детства.

 

Конечно, основную часть зрительского внимания получили песочные иллюстрации Кати Чохели, музыка с текстом настолько гармонично слилась с ними, что превратилась в масштабную художественную вселенную, которую, кажется, и посетил в этот день настоящий Маленький принц! Как определил один из зрителей, «спектакль стал камертоном чистоты души», поэтому его было сложно смотреть не детям, а именно взрослым. Но детям такая работа будет также очень интересна. Ведь одним из несомненных достоинств таких театральных проектов является установка на развитие воображения.

 

Содержание философской сказки диктует форму, ведет за собой: это сказочная история о любви, дружбе, красоте и счастье, быстротечности жизни и о том важном, что нельзя выразить словами, можно только нарисовать и сыграть, — а зрителю прочувствовать и понять — здесь и сейчас. Доля секунды — картинка и звук пропадают, уступая место новым музыкальным и художественным эскизам. Очень проникновенно и жизненно. Однако, как показалось, не все образы в песочных рисунках угадывались и легко читались. Наверное, данную постановку лучше всего смотреть с последних рядов. 

 

* * *

Призвание и долг

 

«Треклятая» — моноспектакль от режиссера театра «Вариант» Галины Швецовой-Скрипинской. Он также соединяет в себе несколько жанров искусства, — балет, музыку, цирк и, конечно, литературное слово. Постановка создана по повести «Каштанка», считающейся не очень заметным произведением писателя.

 

 

Чемодан в середине сцены — пожалуй, главная декорация, символизирующая перемену, путешествие, — заставляет вспомнить цитату из фильма «Облако-рай»: «Человек без чемодана, как дерево, всю жизнь на одном месте». Так что уже в начале спектакля мы понимаем, что Каштанку ждут большие перемены.

 

«Треклятая» — это театральная работа о любящем, достойном и преданном существе, волей судьбы получившем лучшую участь, чем имело, но отвергнувшей этот внезапный жизненный подарок. Судьба Каштанки ставит перед зрителем много вопросов: о привычке, свободе выбора, способности изменить не только свою, но и чужую жизнь и причинах, которые побуждают смиряться с худшим. Казалось бы, где в этой истории искать здравого смысла и мораль? 

 

Как представляется, главная тема постановки — сложный выбор между долгом и призванием, порой так мучающий творческих людей. Замечательная Екатерина Ильюк, исполняющая роль Каштанки, — предстает перед зрителем в странном «наряде»: на одной ноге — пуант, на другой — простой вязаный носок, на руке — варежка, на другой руке — длинная до локтя перчатка. Всё это призвано показать естественную противоречивость, заложенную в самом существе, — помеси дворняжки (простое происхождение) и таксы (намек на породистость), — которая и наделят жизнь Каштанки двумя смыслами. С одной стороны — долг, с другой — призвание. Артистизм, наверняка доставшиеся ей по «крови» от представителя интеллигентной породы. Даже музыка, звучащая в спектакле, не соответствует «низкому» происхождению: Бах, Пучков, Армстронг и другие. Символически из-за этого существо «разорвано» на две части: у «героини» два имени, две жизни, два происхождения. И ей предстоит сделать выбор, который на первый взгляд кажется неожиданным и неразумным. 

 

 

Конечно, благодаря присущим внутренним метаниям Каштанка-Тётка воспринимается нами как живое существо, наделенное человеческими качествами, но все-таки им руководят инстинкты. (Истинный и естественный смысл существования Каштанки ограничен долгом, это подчеркнуто и скромными декорациями в виде очерченного круга, за который «героиня» не выходит). Такое поведение характерно для животного, но, ни в коем случае не должно быть характерно для человека. Жизнь не проба — важно осознанно совершать каждый поступок, не поддаваясь минутным стремлениям и инстинктам, ведь он навсегда меняет не только существование одной личности, но и по-другому организовывает пространство вокруг, меняет жизнь окружающих. Данная постановка напомнила работу второго дня фестиваля — «Диалоги животных» (свобода выбора, отказ от возможности что-то поменять), но «Треклятая» создана в более позитивном ключе: человек не животное, он сам может всё изменить.

 

 

В фильме «Старый Новый год» о людях, стремящихся что-то поменять в судьбе, но, не желающих менять себя и поэтому неизбежно возвращающихся к своей прежней жизни, есть реплика одного из героев, которая всегда меня веселила, но смысл её нахождения там был неясен: «В библиотеку запишусь! Я рассказ „Каштанку“ не дочитал, чем там дело кончилось?» Помянутая о том, что в художественном произведении нет ничего случайного, я постоянно пыталась понять, зачем она нужна Михаилу Рощину? И вот после просмотра работы «Треклятая» всё прояснилось! 

 

Для спектакля как объекта художественного мира важно, чтобы для каждого зрителя из зала смысл постановки раскрылся по-своему. Так и случилось: кто-то увидел тему любви и верности, кто-то — тему выбора между любовью и благосостоянием, а некоторые увидели в постановке рассказ о предопределенности существования.

 

Олеся Борисова

 



Категория: Пресса о театре | Просмотров: 1532 | Добавил: diligence | Теги: пресса, рецензии, Олеся Борисова, Премьера одной репетиции 2015 | Рейтинг: 0.0/0
Похожие материалы:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]