Гран-при Фестиваля театров малых городов в Нижнем Волочке привез в Тольятти Театр юного зрителя «Дилижанс». О жизни театра до и после аплодисментов мы говорим с директором ТЮЗа Ириной Мироновой.
– Ирина, как складывается для вас сезон-2014?
– Он немного неожиданный для нас. Мы всегда очень хотели расширить границы территории, на которой работает наша труппа. Наконец, именно в этом году сбылось то, о чем мы все очень мечтали: мы стали участниками театральных фестивалей и начали гастролировать по России. Состоялись обменные гастроли с театром из Дзержинска. Мы возили к ним «Зиму» по Гришковцу и своего «Гарри Поттера». Нам всегда очень интересно проверить работу на чужом зрительном зале. И очень приятно, что подростки, молодежь Дзержинска так тепло принимала нашу «Зиму». Еще одна хорошая новость – наш гран-при на девятом Фестивале театров малых городов в Нижнем Волочке. Это фестиваль с большой историей и традициями. Мы повезли туда на свой страх и риск громадное двухактное полотно – «Слугу двух господ». С нами ехал целый КАМАЗ декораций. И вот теперь гордимся своими, на мой взгляд, заслуженными успехами на этих театральных подмостках: наш Петр Зубарев получил приз за лучшую главную мужскую роль, а «Дилижанс» – гран-при фестиваля.
– «Дилижанс» поработал и в Москве?
– 27 октября театралы отмечали столетие Самарского отделения СТД (Союза театральных деятелей). Это совпало с сорокалетием Дома актеров в столице. Праздновали в Москве, в потрясающем месте на Арбате, в Доме актеров имени Яблочкиной. Нас пригласили на этот праздник со спектаклем «Превращение» по пьесе Кафки. Это было очень ответственное выступление. Тем более что оно совпало с нашим выступлением в Немецком доме в Москве, который уже давно приглашал нас на свою сцену тоже с этой работой. В Немецком доме нас приняли очень тепло, вручили подарки, поздравили с хорошей постановкой. Но тем ответственнее и волнительнее было выступление на другой день в Доме актера, где особый, чудный, потрясающий театральный дух, где бывает так много актеров-знаменитостей. И спектакль набрал нужный ритм и прошел на ура. А после спектакля на крыльце еще долго стояли студенты и обсуждали спектакль. И мы поняли, что Москву мы «взяли»…Когда ты получаешь удовлетворение от своей работы, это очень дорого для творческого человека. Так что наш сезон идет очень активно и интересно, и я верю, что мы продолжим его так же ярко.
– В одну из суббот ноября у вас прошла большая маленькая премьера…
– Да, это был «Золотой цыпленок». Работа для детей получилась очень милой, в духе «Дилижанса». Зрителям понравилась. Когда мы задумывали этот спектакль, планировали обойтись несложными костюмами, но в результате получили от питерского художника Елены Золотаревой потрясающую и сложную коллекцию нарядов для персонажей. Елена по-другому работать и не может. Мы даже опасались, что не успеем отшить коллекцию к премьере. Но все получилось благодаря нашему цеху, благодаря художнику-постановщику Нине Мурзиной. Сейчас мы готовим еще одну детскую постановку – «Мэри Поппинс».
– Среди премьер-2014 ваш «Печорин»...
– Я даже сама еще не совсем разгадала магию этого спектакля. Виктор Мартынов – очень талантливый человек, но как ему удается сделать так, чтобы школьники, которые, может быть, порой не очень хорошо ведут себя в фойе, до начала спектакля, так по-особенному смотрят «Героя нашего времени» в зале, я не знаю. У нас такая тишина бывает на Кафке. Но там в зале – пятьдесят человек, а здесь – триста. Уже несколько спектаклей по Лермонтову прошли с аншлагом. И мы надеемся, что эта работа будет продолжать жить так же, как в начале пути. Скоро будет еще одна премьера – по произведению Владимира Тендрякова.
– Тендряков снова в ТЮЗе? Афиши сегодня переполнены комедиями, а вы берете советского классика…
– Да, берем. Это будет спектакль-диспут. «Ночь перед выпуском» даст театру возможность говорить о смысле жизни. Работа выйдет в свет 20 февраля. Да, вы правы, многие театры сегодня ставят кассовые спектакли, зрительский интерес к которым можно заранее легко просчитать. Мы занимаемся серьезным делом и не проигрываем. Мы не идем на поводу у зрителей, а воспитываем их. Мы поняли, что зрителю сегодня нужно что-то другое. А может быть, к нам приходит именно наш, выросший с «Дилижансом» зритель? И слава Богу.
Сейчас мы ведем в 93-й школе великолепный проект, руководит которым Владимир Колосов. Проект этот называется «Театр + школа + семья». На эти спектакли приходят школьники вместе с родителями и учителями. И дети после спектакля обсуждают проблемы, поставленные в нем. Не на уровне «понравилось – не понравилось», а совсем иначе. После спектакля «Беготня вокруг коня», в котором речь идет о проблемах неполной семьи, один старшеклассник сказал: «Я не общался с отцом. А теперь понимаю, как нужно с ним разговаривать. После этого спектакля мы обязательно будем общаться». Ну, скажу вам, что ради этого стоило затевать проект. Интересно, что на первых спектаклях в проекте дети усаживались на один ряд, а взрослые – на другой. Но потом они стали перемешиваться и смотреть спектакли рядом друг с другом: учителя, директор школы, мамы и папы, дети. Мы будем продолжать эту работу и уже привлекаем к ней другие театры. Скоро покажет свою работу театр «Вариант» по Саше Черному.
– Ирина, еще один директорский вопрос: как обстоят дела с ремонтом здания?
– Сейчас у нас идет ремонт. Делает его очень хорошая компания, которая понимает, что нам нельзя останавливаться и нужно играть спектакли. Рабочие подстраиваются под наш график и в выходной день для актеров работают до самого позднего часа. Спасибо нашему учредителю, что нам дали деньги на эти важные шаги: в прошлом году мы очень качественно отремонтировали кровлю. Теперь вот капитально ремонтируем электрику. Ремонт обеспечит безопасность театра. До этого на сцене не было заземления, сейчас с этим все в порядке. Мы заменили аварийные участки электропроводки, сделали дежурный свет, заменили электроящики в подвале, обновили все электрооборудование в рубке. Теперь можно думать и об интерьерах.
– А думаете?
– Еще как думаем! Уже готов и просчитан роскошный проект, выполненный архитектором Александром Булдыгиным. Это будет очень интересный зал с полукругом зрительских кресел, с балкончиком, на который будет вынесен и свет, и звук. Проектом предусмотрены места для кресел инвалидов. На сцене наконец должен появиться вращающийся круг, который открывает для нас огромные возможности. В общем, это будет очень красивый и удобный зал. И сейчас мы ждем и очень надеемся, что этот проект сможет осуществиться в пятнадцатом году.
– А зрителей в зале не убавится?
– Нет. Мы не отказались ни от одного места в зале. Если быть точной, то сейчас их у нас 282. До трехсот мы обычно добавляем приставные стулья, когда в театре аншлаг. Для нас очень важно сохранить этот объем зрительного зала, который мы завоевывали столько лет.
– Значит, к концу четырнадцатого у директора «Дилижанса» вполне оптимистичные ожидания?
– Да, когда вера есть (а она у нас есть!), все должно получиться. Все понимают, что ТЮЗам нужно помогать. Потому что театры для детей делают огромную, очень важную работу. А билеты у них по-прежнему стоят копейки. В таких театрах работают увлеченные люди. Вот и у нас замечательный, очень дружный коллектив. В каком еще коллективе так будут готовиться к премьере, как у нас? Загляните на вахту. Там лежит шарф, который для будущего спектакля о Мэри Поппинс вяжут буквально все. По замыслу художника он должен быть огромным. И каждый, у кого есть минутка и кто умеет держать спицы в руках, подходит и делает несколько рядов. Не зря же говорят, что театр – это коллективное искусство.
– Теперь мы будем знать, кто связал шарф для Мэри!
– А еще в планах театра – показывать нашему зрителю лучшие работы интересных российских театров. Они есть. Мы их нашли. Да и нас тоже активно приглашают на гастроли. Значит, всем будет интересно.
Автор статьи: Наталья Харитонова
Фото: Екатерина Долгова
Источник: Газета города Тольятти "Городские ведомости"
|