Театр Дилижанс
Касса: 34-53-72
Главная » 2014 » Апрель » 10 »
14:49
Рецензия на спектакль "Слуга двух господ, или Труффальдино в Венеции" от портала "Древо поэзии"

28 марта 2014 года Театр "Дилижанс" преподнёс настоящий подарок всем жителям нашего города, представив сногсшибательную, умопомрачительную, до слёз смешную комедию "Слуга двух господ ИЛИ Труффальдино в Венеции" по пьесе венецианского драматурга Карло Гольдони!

 


Мне очень нравятся детские постановки "Дилижанса", что ни спектакль - шедевр! Но что касается репертуара для взрослой публики, то в последнее время почти все вещи были несколько мрачноватыми или, скорее, экстравагантными. Душа просила, чтобы в театре наконец-то поставили настоящую комедию, после которой люди выходили бы из зала с улыбками до ушей, хоть завязочки пришей. И, друзья, это свершилось!!! "Слуга двух господ" - это по-настоящему взрывной спектакль!
 

Начну с того, что коллектив "Дилижанса" обогатился великолепным драматическим актёром Алексеем Солодянкиным. Если вы давнишний поклонник этого театра, то вы знаете, что практически во всех спектаклях играют молодые актёры. Даже те, кто постарше, всё равно выглядят очень молодо, потому что они все супер стройные и подвижные. Таких маститых возрастных актёров, как Алексей Солодянкин, в труппе не было. Поэтому когда художественный руководитель и режиссёр Виктор Валентинович Мартынов задумал рискнуть и поставить комедию дель арте, ему пришлось поломать голову: кто кого будет играть.

Насколько мне известно, изначально он хотел пригласить стороннего актёра на роль Труффальдино. В процессе репетиций постоянно шли перетасовки: и женские, и мужские роли неоднократно перераспределялись. Пожалуй, только роль Сильвио была сразу же закреплена за Артёмом Машиным, а остальные роли брались штурмом в несколько заходов.

В итоге Виктор принял интересное решение: играть спектакль двумя составами. В первом составе женские роли исполняют Марина Ванюкова, Ирина Храмкова и Екатерина Федощук, а во втором составе - Екатерина Зубарева, Анна Митрофанова и Ирина Ануфриева. На премьере 28 марта была первая тройка. Думаю, что обязательно надо сходить и на второй состав, потому что актрисы Екатерина Зубарева, Анна Митрофанова и новенькая Ирина Ануфриева мне очень нравятся. Видела их работы в других спектаклях и предвкушаю, как они будут блистать талантом в комедии про Труффальдино.

Так вот, возвращаясь к Алексею Солодянкину, могу точно сказать, что это потрясающий актёр. Первые репетиции, проходившие ещё в августе, шли без него, и все актёры с трудом представляли, как подступиться к маскам, как их играть. Каждый искал зерно роли, и это, доложу вам, непростой процесс. Но когда наконец Виктор пригласил Алексея Солодянкина, всё завертелось, зажглось, расставилось по своим местам.

Комедия дель арте - это комедия масок. У каждого героя есть своя маска, которую он надевает, и в этом образе держится до конца. Тут есть два подхода: либо надевать на лицо настоящую маску и весь спектакль играть в ней, либо надевать образную маску, что гораздо сложнее, но и гораздо смешнее. Герои комедии дель арте - это такие очень смешные людишки, которые всё делают нарочито наиграно, напыщенно, гипербализированно. И за счёт этого получается очень смешно.

Спектакль начался с того, что в некий итальянский (а может быть и тольяттинский) торговый центр приехала труппа бродячих актёров: хозяин пригласил их сыграть спектакль на открытии центра. Только вот половина чемоданов с костюмами по пути потерялась, да и актёры не все приехали. Что делать, как быть? Предприимчивый руководитель находит верное решение и берёт на недостающую роль "первого попавшегося" человека из зала. Кто это - сами узнаете, когда придёте в "Дилижанс"!

 

 

 

 

Интрига пьесы такова:

Сильвио и Клариче безумно любят друг друга и радуются предстоящей свадьбе, как вдруг, словно гром среди ясного неба, становится известно, что Федерико, бывший жених Клариче, не был убит на дуэли, как все думали, а жив и стоит у дверей, дожидаясь, когда его впустят в дом!

Отец Клариче, купец Панталоне, обещал отдать ему в жёны свою дочь. Поэтому, заявившись в дом Панталоне, воскресший жених Федерико требует скорейшей свадьбы.

Бракосочетание влюблённых Сильвио и Клариче становится невозможным. Их сердца разбиты! Но затем, по мере событий, становится понятно, что не всё так плохо, как кажется.

Ну а теперь я хочу подробно написать о своих впечатлениях от игры актёров. Постараюсь сказать несколько слов о каждом герое пьесы.

Про Алексея Солодянкина я уже сказала - он блистательно сыграл роль папаши - купца Панталоне де Бизоньози. В свой образ Алексей решил добавить шепелявости, и это не случайно: согласно пьесе, у Панталоне больные зубки, и он просит хозяина гостиницы приготовить блюда помягче, чтобы можно было кусочки в соус макать.

 

Панталоне деи Бизоньози, венецианский купецАлексей Солодянкин

Алексей Солодянкин - Панталоне деи Бизоньози, венецианский купец


Артём Машин, игравший несчастного Сильвио, у которого чуть не отбили невесту, показывал потрясающий класс игры в стиле комедии дель арте. Его маска была настолько уморительной, что с какого-то момента народ начинал хлопать и взвизгивать, когда Артём только появлялся на сцене. Ой, чего он только не делал, этот Сильвио! Он так ползал по сцене, он так страдал, он так фехтовал!!! Я уж не говорю про его штанишки - это надо вживую увидеть. И был классный момент, когда актёр "снял" маску, став Артёмом, а затем снова надел её, вернувшись в созданный им образ Сильвио. Друзья, вот ради только этой сценки стоит сходить на спектакль. Такой ход, кстати, делался и другими актёрами, и это своеобразная находка этой постановки.

 

 

 

Сильвио, сын Доктора ЛомбардиАртём Машин

Артём Машин - Сильвио, сын Доктора Ломбарди

 

Отца Сильвио, доктора Ломбарди, играл Константин Федосеев. В комедии дель арте маска Доктора - это старик, обманутый другими персонажами истории. Он юрист, знаток права, поэтому в своей речи часто использует непонятные латинские выражения. Купец Панталоне жестоко предаёт доктора Ломбарди, отказавшись выдать замуж за Сильвио свою дочь Клариче. Ломбарди пытается с помощью буквы закона отстоять свои права, но у него мало что получается: Панталоне даже слышать ничего не хочет. Константин Федосеев забавным образом цитировал заумные латинские фразы, размахивая полами своего плаща. При этом лицо его краснело и чуть не лопалось от возмущения. Довели бедного старикашку!

 

Доктор ЛомбардиКонстантин Федосеев

Константин Федосеев - Доктор Ломбарди

 

Косвенным виновником расстроившегося брака Сильвио с Клариче в этой пьесе является слуга Труффальдино. Именно он первым принёс в дом купца Панталоне весть о том, что бывший жених Клариче жив. Роль расторопного слуги с блеском исполнил один из лучших актёров театра Пётр Зубарев.

Петр долго искал зерно роли и нашёл-таки интересный образ Труффальдино, во многом определивший весь стиль спектакля. Он играет эдакого раскованного современного паренька, умеющего читать рэп и танцевать брейк-дэнс. Если в Италии акробатические номера выделывали арлекины, то в России за это развлекательное шоу отвечали скоморохи, затем циркачи, ну а теперь ещё и танцоры брейк-дэнса, чьи выступления состоят из сложнейших акробатических трюков.

 

 

 

Труффальдино, слуга Беатриче, потом ФлориндоПётр Зубарев

Пётр Зубарев - Труффальдино, слуга Беатриче, потом Флориндо


В классической комедии дель арте Труффальдино или Арлекин - это расторопный слуга, устраивающий судьбу господ и свою собственную. Он большой обжора и бабник, любитель увильнуть от работы. Если вы видели Петра, то по внешнему виду его никак нельзя назвать обжорой. Скорее, он обыгрывал голодающего слугу, который ради куска хлеба готов пойти на любые хитрости. В жизни Пётр приличный семьянин и любящий отец, но на сцене ему здорово удалось сыграть бабника. Ни одной юбки не пропустил его герой, и в конце концов нашёл-таки себе достойную невесту!

Образ, созданный Петром Зубаревым, придал всему спектаклю современное звучание. Зритель побывал не в Италии, а остался в родном Тольятти - ребята остроумно обыграли итальянские корни названия нашего города. И даже идея костюмов, на мой взгляд, шла именно от образа Петра - помесь современной одежды и итальянских нарядов.

Раз уж речь пошла о костюмах, то стоит похвалить замечательного театрального художника Елену Золотарёву, которая придумала такие весёлые одёжки для милых героев комедии, и заслуженного художника РФ Нину Мурзину, которая сшила костюмы и сотворила потрясающие декорации.

Вторая пара влюблённых в этой пьесе — Флориндо и Беатриче. Злой рок заставил их расстаться: брат Беатриче был убит на дуэли, во всём обвинили Флориндо, и он был вынужден скрываться. Убитый брат был женихом той самой Клариче!

Авантюристка Беатриче решает переодеться в мужское платье и выдать себя за своего брата, словно он не умер на той дуэли, а остался жив. В образе мужчины она появляется в доме Панталоне и требует свадьбы с обещанной "ему" Клариче! Какие причины заставили девушку пойти на такой странный шаг, вы узнаете в зрительном зале.

Очень интересный образ получился у Леонида Дмитиева, игравшего Флориндо. Его герой - это не масочный персонаж. Помимо "придурковатых" масок в комедии дель арте есть и "нормальные" герои. Флориндо в исполнении Леонида Дмитриева получился глубоко лиричным, серьёзным (но не без юмора) молодым человеком. Молодецкая пылкость, поэтическая душа, мужская привлекательность - всё это соединилось в образе Флориндо.

 

Флориндо Аретузи из Турина, возлюбленный БеатричеЛеонид Дмитриев

Леонид Дмитриев - Флориндо Аретузи из Турина, возлюбленный Беатриче



Узнав о том, что Беатриче уехала в Венецию, юноша отправляется на её поиски. По законам настоящей комедии, влюблённые, поселившись в одной гостинице, не подозревают о том, что находятся совсем рядом. Более того, события складываются так, что молодые люди оказываются убеждёнными в смерти друг друга. От горя они оба решают покончить собой, но Провидение вовремя вмешивается, и всё разрешается самым счастливым образом. Приходите в "Дилижанс", чтобы всё увидеть!

Роль переодетой в мужчину Беатриче исполняла Ирина Храмкова. Я совсем недавно познакомилась с "Дилижансом" и видела далеко не все постановки, соответственно и не со всеми актёрами пока знакома. За актёрской работой Ирины Храмковой наблюдала впервые, хотя в этом сезоне она также участвует в новом мюзикле "Путешествие в Изумрудный город" и в спектакле "Для тебя".

 

 

Беатриче Распони из Турина, в мужском костюме, под именем своего брата ФедерикоИрина Храмкова

Ирина Храмкова - Беатриче Распони из Турина, в мужском костюме, 
под именем своего брата Федерико

 

 

Анна Митрофанова

Анна Митрофанова - тоже играет Беатриче

 

Ирина Храмкова в роли Беатриче была прекрасна, друзья! Усы и низкий хриплый голос сделали своё дело: никто из героев не смог отличить её от мужчины! Никто, кроме Бригеллы, слуги гостиницы, но он, хитрый лис, решил не разоблачать Беатриче. Эх, чего только не сделаешь за большие деньги!

Бригелла - самый важный дзанни венецианского квартета масок, самый первый персонаж-слуга в итальянской комедии дель арте. Он ловкий и изворотливый, часто вороватый слуга. Услужлив перед сильными мира сего. Однако может без всякого зазрения совести обманывать их, если богатые старички мешают молодым жить, любить и добиваться счастья. Роль Бригеллы в спектакле исполнял Михаил Суслов, актёр из старой «обоймы» Дилижанса, которого знают и любят многие поклонники этого театра.

 

Бригелла сразу же узнаёт Беатриче, но соглашается не раскрывать её тайну. По сути он главный интриган этой истории, ведь без его покрывательства ничего бы ни случилось и бедным Сильвио и Клариче не пришлось бы так страдать.

 

 

Бригелла, хозяин гостиницыМихаил Суслов

Михаил Суслов - Бригелла, хозяин гостиницы


Теперь пришёл черёд сказать несколько слов о Марине Ванюковой, игравшей Клариче - ту самую невесту, которую чуть было не выдали замуж за нелюбимого. Восхитителен и очарователен был её наряд. Авангардный дизайн её платья, ярко-розовые полусапожки на огромных каблуках, губки бантиком и затейливая причёска создали образ куклы-Барби. А характер, изображаемый актрисой, чем-то напомнил образ принцессы из Бременских музыкантов, ведь обе девушки готовы на всё ради любимого!

 

Клариче, дочь ПанталонеМарина Ванюкова

Марина Ванюкова - Клариче, дочь Панталоне

 

Екатерина Зубарева

Екатерина Зубарева играет Клариче в другом составе

 

Спасти Клариче и всеми правдами и неправдами вырвать её из рук ненавистного жениха пытается служанка Смеральдина. Екатерина Федощук прекрасно справилась с этой ролью. У неё получился образ порядочной романтической девушки, мечтающей о любви, но хорошо знающей себе цену: за первого встречного она замуж выходить не собирается и ищет себе мужа по сердцу. Кто же стал мужем Смеральдины — узнаете, когда придёте в «Дилижанс»!

 

 

Смеральдина, служанка КларичеЕкатерина Федощук

Екатерина Федощук - Смеральдина, служанка Клариче

 

Ирина Ануфриева

Ирина Ануфриева - ещё одна Смеральдина

 

Стоит также упомянуть о довольно большой группе актёров второго плана, благодаря которым вся постановка приобрела праздничную атмосферу Венецианского карнавала:

Многочисленные арлекины в масках встречали зрителей перед спектаклем, а во время самого представления они объявляли начало каждой сцены и участвовали во многих эпизодах. Массовка эта состояла преимущественно из ребят, обучающихся в театральной студии, и у каждого была возможность по-настоящему поиграть, совсем как взрослые актёры!

 

 

 

 

Эти маски придавали действию особую динамичность, не будь их - постановка выглядела бы бедно и в ней не было бы такого куража и праздничного духа. Здесь стоит отметить, что помимо задорных арлекинов ощущение карнавала создавали и световые спецэффекты, за которые отвечала художник по свету Надежда Манашкина.

Вот, кажется, удалось рассказать обо всех участниках комедии, осталось только добавить слова уважения и благодарности художественному руководителю театра и режиссёру-постановщику этого замечательного, озорного и весёлого спектакля - Виктору Валентиновичу Мартынову.

 

Виктор Мартынов

Виктор Мартынов - режиссёр-постановщик спектакля,
художественный руководитель ТЮЗ "Дилижанс"

 

С каждым годом, с каждой новой работой мастерство Виктора Мартынова обретает новые грани. Виктор несомненно обладает талантом работы с молодёжью и, самое главное, не боится делать шаг в новое, неизвестное. Никогда ещё в "Дилижансе" не ставились пьесы подобного масштаба, разве что мюзикл "Алые Паруса", в своё время наделавший много шума в нашем городе. Мне кажется, что с таким худруком у "Дилижанса" есть все шансы на продолжительный успех и любовь зрителя.


Друзья, если вам хочется побывать на настоящем празднике театра, если вы хотите узнать о том, что же это такое — итальянская комедия дель арте, если вы хотите посмеяться от души, то обязательно сходите на ближайший показ спектакля "Слуга двух господ или Труффальдино в Венеции". Приглашаю вас в уникальный тольяттинский ТЮЗ "Дилижанс"!
 

 

Автор: Елена Кабилова

Источник: портал "Древо поэзии"

 



Категория: Пресса о театре | Просмотров: 2770 | Добавил: diligence | Теги: пресса, рецензии, Слуга двух господ | Рейтинг: 0.0/0
Похожие материалы:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]