Слева на авансцене – пять черных стульев и ровно столько же пюпитров около. Справа – большая белая тумба и две маленькие. И больше ничего, за исключением светлого экрана на «заднике» кулис, на который, до определенного времени, публика вовсе не обращает внимания. Глядя на эти «декорации», можно смело подумать, будто это работа сценографа-минималиста. Но, нет.
Антуан де Сент-Экзюпери сказал: «Совершенство достигается не тогда, когда нечего добавить, а тогда, когда нечего убрать». Иногда, чтобы достичь нужных вкуса и текстуры кулинарного блюда повар много и долго выверяет пропорции ингредиентов. И когда, перепробовав «море» вариантов, отсек все лишнее, прекращает поиски и создает гастрономический шедевр.
Так и в случае с музыкальным спектаклем «Маленький принц» по мотивам повести-притчи Антуана де Сент-Экзюпери. Как ингредиенты во вкуснейшем кулинарном блюде, гармонично соединились музыка, слово и изобразительное искусство в постановке Екатерины Завьяловой – и появился спектакль о счастье, о любви, о дружбе – о жизни.
Нечасто удается подглядеть артистическую кухню – на этот раз повезло. Не проходим, проникаем в зал, чтобы не разрушить магическую атмосферу. «Контроль» еще крепко держится за билет – до спектакля остается несколько часов. Побывав однажды на репетиции, становишься уже не просто зрителем, теперь будто посвящен....
Никакой суеты. На сцене хольц-квинтет. Классический ансамбль деревянных духовых инструментов: флейта, гобой, кларнет, фагот, валторна. «Хольц-квинтет сам по себе является таким же классическим составом инструментов, как и симфонический оркестр. Из него ничего ни убрать, ни прибавить» - говорит Екатерина Завьялова, подтверждая слова Экзюпери «о совершенстве».
Она просит не называть себя режиссером, потому что «режиссер – управляющий актерами, игрою, представленьями, назначающий, что давать или ставить, раздающий роли», если – по Далю. «Я же полностью доверяю ребятам – у нас настоящее сотворчество. Я мечтала создать именно такой квинтет – мне встретились самые замечательные музыканты. Придумывала концепцию коллектива – и появилась идея этого музыкально спектакля. Я соединила текст Экзюпери с музыкой прекрасных композиторов: А.Рубцов, К.Дебюсси, Д.Лигети, Дж.Камбини, Ю.Фучик, К.Нильсен, П.Хиндемит. Я – автор литературно-музыкальной композиции, не режиссер».
«Чуть позже волей случая познакомились с художницей Катей Чохели, которая в тот момент также размышляла на тему «Маленького принца». Ее рисунки и наша музыка здорово соединились. Потом появился Андрей Амшинский. Он внес в этот проект как раз то, чего так не хватало – непосредственного общения с публикой на привычном для нее языке. Я не вмешиваюсь во все, что творят Катя и Андрей. Песочные картины – собственные фантазии и выдумки Кати. Андрей – профессинал, настоящий актер. Здесь я им не советчик».
В двадцать первом веке театральный зритель стал не столько более требовательным, сколько более «капризным». Спецэффекты да высокие технологии подавай! Быть может еще и поэтому спектакль «Маленький принц» так радостно принимается публикой – артисты воздействуют не только аудиально, а еще и зрительно. Но нет предела совершенству, считает Екатерина Завьялова, и на вопрос «можно ли задействовать еще одно чувство зрителей – обоняние?» генерирует фантастические идеи. «Можно устелить сцену ароматным ковром из лепестков роз. По залу распространится невероятный запах…».
«Маленький принц», пожалуй, и без розовых лепестков один из самых «неформатных» спектаклей фестивалей. Но сказать, что он в чем-то проигрывает другим постановкам нельзя – скорее наоборот. Отсутствие отвлекающих декораций и костюмов только усиливают пронзительный текст Экзюпери, простой, и от этого еще более трогательный. Песочные картины вдруг появляются на большом, если ни сказать на большущем, экране, и так же мимолетно исчезают, растворяются, оставляя на лицах удивленных зрителей добрые улыбки.
Счастье нельзя продать и купить – можно купить билет в театр. Счастливый билет.
Текст – Наташа Астапенко, фото – Алёна Азязова.
|