15:44 24 июня. Рецензии Олеси Борисовой на проекты "Федра" и "Несбывшееся. Таня. Анна. Хельга" |
24 июня. Античность и страсть.
«Федра» — очередная режиссерская работа Леонида Дмитриева, актера театра «Дилижанс», создателя спектакля-победителя фестиваля прошлого года. Автор проекта рассказывает, что изначально спектакль планировался как постановка по одноименной пьесе Жана Расина, но в процессе работы над материалом проект видоизменился: текст произведения французского драматурга, который стал четкой основой, пришлось дополнить отрывками из пьес Еврипида «Ипполит». Кроме того, в постановку вошли гимны Афродиты и Эроса.
Уникальность спектакля, по замечанию автора, в попытке воскресить два забытых театральных жанра — строгий театр Древней Греции со своими законами и поэтический театр эпохи классицизма, который был близок Расину. Работа над проектом заняла у творческой группы 10 месяцев и была оценена художественным руководителем «Дилижанса» Виктором Мартыновым как проект «высокого уровня сложности».
Федра — архитепический образ, знакомый всем и не требующий пояснений. Спектакль рассказывает о страсти и пороке, чести и достоинстве, о том, как человек в любви теряет власть над собой, как один порок ведет за собой другой и как опасно вообще допускать мысль о грехе и потакать страстям. В общем, это классическая по форме и содержанию работа с сохранением традиционных для греческого театра канонов (например, таких как хор) и правил произношения поэтического текста (в данном случае александрийского стиха). Должное внимание (как и подобает древнегреческой трагедии) занимает рок, судьба. Отец проклинает сына, и тот умирает, судьба Федры, как и её любовь к Ипполиту, тоже предопределены роком. Неслучайно жанр охарактеризован как экзистенциальная драма: всё решает воля богов — тут ничего не поделаешь, вездесущий фатализм.
Не всем может быть понятно, из-за чего столько драматизма: разве один лишь преступный помысел может караться так же, как совершенный грех? Однако все становится на свои места, если вспомнить, что классическое древнегреческое «представление» призвано поучать и дать оценку поступков героев с точки зрения морали. На первый план здесь выходит вопрос человеческого достоинства и чести рода, семьи, которые выше неразумного бунтующего сознания и страстей, прекрасно показанных в работе. Герои сами готовы на смерть, страшась даже мысли о пороке, ведь один помысел ведет за собой другой — мысль о прелюбодеянии и кровосмешении приводит к реальному греху — клевете и обману, и, как следствие — к трагической развязке. Но, несмотря на то, что мы понимаем всю уродливость порока, мы всё равно испытываем к обуреваемой страстями мачехе сострадание и ужас. В этом, наверное, и кроется гениальность этой трагедии.
Для меня мораль этой сложной постановки уложилась в несколько странных, но простых тезисов: дабы не было неприятных ситуаций, не допускайте греховных мыслей. И да — доверяйте своим детям.
Не каждый день видишь спектакли такой стилистики. На мой взгляд, они воспринимаются сложнее привычных современных постановок. Зрителю здесь требуется работать не меньше актеров, ведь воспринимать поэтическую речь со сцены нелегко. И пока неясно, насколько верно поймут молодые зрители морально-нравственную установку работы. Однако, как представляется, всё в руках режиссера. * * *
24 июня. Мечта о Мире.
«Несбывшееся. Таня. Анна. Хельга» — 6-й спектакль фестиваля, история трех девочек-подростков, живших в разные годы Второй мировой, — Хельги Геббельс, дочки лидера нацистской пропаганды в Германии, любимицы Гитлера; Анны Франк — уроженки Германии еврейского происхождения, и Тани Савичевой — обычной советской школьницы. Все героини — совершенно разные по характеру, происхождению, обстоятельствам и месту, где их застала война, у каждой свои радости и печали, мечты и надежды.
Эта трогательная работа — постановка о «детском пацифизме» — основана на документальных источниках — дневниковых записях девочек, где они делятся своими самыми важными и сокровенными переживаниями — о первой любви и дружбе, а также рассуждениями о настигнувших их переменах. Пожалуй, этим он и трогает. Без лишнего пафоса показаны три истории оборвавшихся жизней, которые заставляют вспомнить ещё 13 миллионов детей, которым не суждено было жить, — тоже своего рода рок.
«Сценическая лексика», по определению одного из участников обсуждения, очень тонко и точно выстроена. Стена из белых писем, на которых девочки предстают лишь тенью, записи, разбросанные под ногами, будто намекающие, что человек выше всего этого и может что-то изменить, хрупкие бумажные самолетики (из записей-воспоминаний тех лет), с которыми дети играют, а потом запускают в зал, но которые в рамках темы наводят на страшную мысль о легкомысленной игре человеческими жизнями.
Зрители по достоинству оценили работу молодого режиссера Алены Савельевой, заметив, что спектакль ждет большое будущее. В постановке были задействованы молодые непрофессиональные актеры, что стало удачным решением — такая игра придала работе естественности и непринужденности. Однако из-за тревожной темы для меня спектакль потерялся на фоне мыслей о реальных событиях тех лет, каждая сцена благодаря документальной достоверности «изгоняла» из спектакля, заставляя не следить за ним и игрой актеров, а размышлять о жизни. Возможно, это только доказывает актуальность данной театральной работы, является её огромнейшим достоинством.
И, наверное, именно благодаря актуальной теме, которая была заявлена в спектакле и выражена уже в названии, случился аншлаг: в рассчитанном на 50 человек зале уместилось в два, а то и три раза больше зрителей. Настолько было сильно желание театральных поклонников увидеть эту постановку.
|
|
Всего комментариев: 0 | |