09:57 "Учителям об учителях": Рецензия "Площади свободы" на спектакль "Ночь после выпуска". |
УЧИТЕЛЯМ ОБ УЧИТЕЛЯХ. На днях в театре «Дилижанс» прошла премьера спектакля «Ночь после выпуска». Эта постановка стала победителем в фестивале театра «Премьера одной репетиции», который проводился весной. Различные актеры пробовали себя в роли режиссеров и выставляли на зрительский суд свои работы. Победитель определялся голосованием посетителей театра. И его постановка, согласно правилам фестиваля, должна войти в репертуар театра. По задумке авторов проекта спектакль— экспромт дорабатывают, «наряжают» (рисуют декорации, шьют костюмы), и, наконец, он появляется на театральных афишах.
Представленный «Дилижансом» спектакль поставлен по одноименной повести Владимира Тендрякова и рассказывает о трудностях, с которыми сталкиваются некоторые выпускники школ. Смысловая ниточка, которая протягивается через весь спектакль, выходит из прощальной речи лучшей ученицы школы Юлечки Студенцевой. «Люблю ли я школу? — волнуясь, говорила она. — Да, люблю! Очень!.. Как волчонок свою нору... И вот нужно вылезать из своей норы. И оказывается — сразу тысячи дорог! По какой мне идти? Школа заставляла меня знать все, кроме одного — что мне нравится, что я люблю. Мне что-то нравилось, а что-то не нравилось. А раз не нравится, то и дается трудней, значит, этому не нравящемуся и отдавай больше сил, иначе не получишь пятерку. Школа требовала пятерок, я слушалась и... не смела сильно любить. Теперь вот оглянулась, и оказалось — ничего не люблю. Ничего, кроме мамы, папы и... школы. И тысячи дорог — и все одинаковы, все безразличны... Не думайте, что я счастливая. Мне страшно. Очень!». Примерно в том же смятении оказались и менее образцовые выпускники. Героями повествования становятся выпускники 1979 года, но тут предлагается нынешнему поколению попробовать связать себя со своими предшественниками и сделать выводы. Не зря ведь события пьесы разворачиваются на набережной, возле обелиска с надписью «Выпускникам 41 года». Выпускникам 1941 года после школы не нужно было делать выбор, куда идти и чему себя посвятить. В постановке появилась новая сюжетная линия. Сцена разделилась на две части, в одной из них мы наблюдали за диалогами, драмами, ссорами и философскими колебаниями школьников. В другой мы видим учительскую, где идет глубокая преподавательская рефлексия о том, что же в итоге дает школа и почему после нее дети выходят неуверенными, неприкаянными и не знают, чему себя посвятить. Как отметила одна из зрительниц, тоже преподаватель, на первый взгляд кажется, что спектакль для молодежи, выпускникам о выпускниках. Но на самом деле гораздо полезнее его было бы посмотреть учителям, чтобы задуматься, что они дают детям: интересно преподнесенные знания, которые пригодятся и впредь, или набор сухих ненужных формул? Каждый образ спектакля ярок и легко узнаваем. Практически каждый зритель встречался с подобными персонажами в своей школьной жизни. Полноватый, постоянно щетинистый, мягковатый на характер директор школы, зато строгая и волевая завуч, которая не боится высказывать все, что думает. Сухонькая, старомодно одетая, все время шоркающая ногами о пол, отдавшая всю жизнь тетрадкам и книжкам учительница литературы. Небольшие усики над губой, которые наклеили актрисе Екатерине Федощук, довершили образ.
Как сказал после постановки режиссер Леонид Дмитриев: «Учителя в повести показаны до невозможности человечными». И в этом с ним трудно не согласиться. После просмотра спектакль обсуждали и учителя, и школьники, обменивались мнениями и впечатлениями и каждый смог найти в нем что-то свое. |
|
Всего комментариев: 0 | |