Театр Дилижанс
Касса: 34-53-72
Главная » 2014 » Апрель » 15 »
14:35
«Стендап» от Труффальдино из Тольятти - рецензия портала "Аррива"
Есть повод «зачекиниться» в «Дилижансе»: недавно театр представил по-настоящему молодежную постановку по пьесе драматурга XVIII века. Первое впечатление – ненавязчиво необычно. Работа привлекает к себе внимание прежде всего своей оптимистичностью и неформатностью. Пересказывать «Слугу двух господ, или Труффальдино в Венеции» – всё равно, что пересказывать азбуку, поэтому не станем заниматься этим бессмысленным делом.  
 
Панталоне очень колоритен: всех любит, всех жалеет, всех смешит.
Ну, и мы его успели полюбить. Он такой один.
 
 
От новой постановки Виктора Мартынова мы ожидали одного, а получили совершенно неожиданную театральную работу, свободную, кажется, во всем – от содержания до формы, которая оказалась важна как никогда: чтобы не впасть в трёхчасовое занудство и не сверкать сторонами скучной консервативности, которая порой присуща классическим постановкам, коллектив театра «Дилижанс», как всегда, поступил неординарно и повел зрителя в совершенно неожиданные, но прекрасные своей непредсказуемостью «степи». Театр является отражением народной мудрости, а как любят говорить в народе, «весь апрель – никому не верь». «Дилижанс» взял на заметку и по-своему разыграл зрителя. Отчудили по полной! Ну, у каждого творца свой, индивидуальный художественный метод преодоления стереотипов и беспощадного стирания условных границ. История разыграна как презентация известного Торгового Центра – такая композиция «сюжета в сюжете», по словам режиссёра, помогает акцентировать внимание на основном конфликте – столкновении рационального, прагматичного мира денег и легкого, воздушного мира любви и творчества. Угадайте, какой из миров побеждает?
 
 
Неуловимые арлекинчики раскрывают новые грани постановки. Без них никак.  
 
 
В результате колоссальной работы творческого коллектива театра получился очень симпатичный, живой, органичный и до крайней степени весёлый спектакль! Зрители буквально плакали от смеха, чуть не падая со стульев. Услышав первые отзывы об этой постановке, мы подумали: «Спектакль наверняка отменный, но чем в этой пьесе можно удивить?». Циничное предубеждение свело счеты с жизнью в первые же минуты театрального представления, и знаете… осознавать свою ошибку было очень даже приятно – у ребят получилось удивить! Первое впечатление – шок…Затем – улыбка до ушей на протяжении всего действа. Раскрывать всех карт не будем, отметим только, что атмосфера грациозной Венеции XVIII века была передана достоверно – по крайней мере, так, как это представляется нам по литературным творениям той эпохи. Одно только «но»: персонажи спектакля дурачатся совсем не в стиле эпохи Просвещения – они шаловливо выкидывают в зал современные словечки и бросаются шуточками «на злобу дня», да и главный герой появляется не совсем оттуда, откуда мы привыкли ожидать выхода героев, особенно главных.
 
 
Веселуха – дама, которая всегда царит в комедиях и всегда побеждает неприятности. Хм, всем бы так.
 
 
Более того – одет он тоже не совсем в классическом итальянском стиле; мы бы даже взяли на себя смелость заявить, что чем-то дилижансовский Труффальдино похож на героя Майкла Джей Фокса из второй части киноновеллы «Назад в будущее», с той только разницей, что, кажется, чувствует он себя в такой среде вполне гармонично, хотя...
 
Не скроем, в начале жадно хотелось понять, что вообще происходит: не на сцене – в зале, на несколько секунд показалось, что коллектив театра немного сбрендил – весна как-никак. Однако потом мы поняли, это правда сумасшедшие люди, но в самом лучшем проявлении этого качества! Они ищут… форму, новые смыслы… И находят! Вы когда-нибудь видели Труффальдино, читающего реп? А Сильвио, сына благородного Доктора Ломбардии, в образе фрика, расхаживающего в ярких ультрасовременных спортивных штанишках с «мотней»? Нет? Сделаем вид, что мы очень удивлены. Придете – обязательно увидите!
 
 
За двумя зайцами погонишься, ещё и третьего поймаешь – на такое способны только Арлекины. Йоу!
 
 
Кстати, на счет «сделаем вид». Как ни крути, а забывать, что произведение Гольдони – это пьеса, созданная согласно канонам комедии «дель арте», не стоит. Здесь две главные составляющие – сценарий, содержащий сухую сюжетную схему представления, и выразительная импровизация. Актеров в такой ситуации можно (но очень осторожно!) условно назвать организаторами стендапа (от stand-up comedy) с поправками в графе «цель происходящего». При этом творческий потенциал актера ограничен образом-маской, в пределах которого артист и существует на протяжении всего спектакля. Интуитивно ясно: артисту дана, с одной стороны, полная творческая свобода, с другой – его действие ограничено рамками «маски». Думается, такая антиномичность очень символична и ничем не отличается от нашей повседневности: в мире мы вольны творить многое, но однажды появляется то, что нарушает все планы – роковая случайность. Для жизни это закономерность, для нас – неожиданность. Так театр в очередной раз доказывает, что с особой силой чувствует жизненное пространство.
 
 
Маска в данной театральной работе – деталь, которая является не столько элементом костюма,
сколько главным принципом игры. Да здравствует театр «дель арте»!
 
 
Как бы банально это ни звучало, актеры постарались на славу: зритель готов до обморока беспощадно аплодировать, отбивая ладошки, не только при поклоне артистов, но и на протяжении всего спектакля (хоть этикет и напоминает нам об обратном). Кстати, декорации-трансформеры своей чопорной симметричностью не отвлекали на себя внимание, а только помогали героям в ярких костюмах органично существовать на сцене. Неудержимость эмоций, динамика, яркость: этот спектакль – импровизация в импровизации, настоящий праздник, возвеличивающий театр как вид искусства! Это и праздник театра, и праздник жизни одновременно: здесь опять сталкивается свобода и стремление преодолеть существующие пределы, попытка стереть мешающие воле границы.
 
 
К середине спектакля оказывается, что от Клариче можно ожидать всё, что угодно.
И не только от Клариче.    
 
 
Постановка получилась очень свободолюбивая, однако тем сложнее клишированными фразами передать всю гамму эмоций, которую вызывает ничему не подвластная оригинальность с непререкаемой ориентировкой на классическое произведение. Спектакль легкий, думать почти не надо, веселитесь себе в удовольствие – только запоминайте, кто есть кто из героев, иначе запутаетесь. Непорядок – слишком слащавый получился отзыв, охота «пожурить» ребят, указать на недостатки, да вроде как-то их пока и не видно… «Дилижанс» доказал, что способен освоить все грани, не замыкаясь на одних только серьезных театральных работах. Ну, хорошо: пожалуй, единственное, что могло смутить – возрастное ограничение 14+. Возможно, возраст мог быть определен немного выше, несмотря на то, что шутки всё-таки по большей части носят безобидный характер. Да и вообще, спектакль вполне добродушный.
 
 
После «Превращения» актеры очень преобразились. Повеселели.  
 
 
В художественном пространстве нет ничего случайного. Подтверждением тому приведем некоторые даты представления постановки: 27 марта – Международный день театра, 12 апреля – День космонавтики. Закономерно, Театр – Космос. А в космосе, по острому замечанию Станислава Лема, «ничего не пропадает». В какой-то момент детства мои полушария замкнулись цепью мыслей из-за небрежно брошенного кем-то из взрослых сочетания обыденных, на первый взгляд, слов: «Космос бесконечный». Понять и осознать это сложно и сейчас, однако что означает «космос» по отношению к литературе и театру, теперь более понятно. Каждая деталь, слово, звук в художественном мире – это бесконечность, осмысленная по-новому при каждом новом соприкосновении с ним. Современную хулиганскую постановку без клише, с неожиданными выходками и чудачествами героев вы можете увидеть в театре юного зрителя «Дилижанс» по адресу: г. Тольятти, пр-т Степана Разина, д. 93. По этим же координатам вы можете попасть на спектакль «Превращение». Он очень достойный, поверьте, мы там были.
 
 
Автор: Олеся Борисова
Источник: Портал "Аррива"
 


Категория: Пресса о театре | Просмотров: 1991 | Добавил: diligence | Теги: пресса, рецензии, Слуга двух господ | Рейтинг: 0.0/0
Похожие материалы:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]