Театр Дилижанс
Касса: 34-53-72
Главная » 2015 » Май » 19 »
20:34
Спектакль-память. Статья Екатерины ДОЛИЧЕВОЙ о спектакле "ПЕРВАЯ.НАША"

В конце апреля в театре «Дилижанс» с большим успехом прошла премьера спектакля «Первая.Наша» по повести Булата Окуджавы «Будь здоров, школяр».

 

Спектакль, как и повесть, содержит историю и переживания не только 17-летнего мальчика, вынужденного покинуть школьную скамью и пойти на фронт, но и других солдат - они дружили, подкалывали и поддерживали друг друга. Им важно было не сломаться, не потерять веру в победу, сохранить в себе все человеческое, любовь и интерес к жизни. Война научила их ценить, казалось бы, обычные, привычные вещи. После первой взорвавшейся мины прежний, довоенный мир солдат - вчерашних школьников - рушится окончательно. 

 

Война заслонила их прошлое: так молодой солдат, кушая кашу, использует дощечку вместо ложечки и пытается вспомнить, какие ботинки он носил до того, как ушел в армию. И как спасительная ниточка с прошлым - образ его первой любви. И - мечты о будущем.

 

Побеседовав с режиссером Виктором Мартыновым, можно убедиться какой огромный труд был проделан в работе над спектаклем.

 

- Хочется поблагодарить Вас за такой спектакль! Это настоящий подарок нашему городу, особенно старшему поколению и ветеранам к юбилею Победы. Почему Вы остановили свой выбор на повести Булата Окуджавы?

 

- Повесть Булата Окуджавы – одно из немногих литературных произведений о войне, основанное на реальных событиях и раскрывающее внутренние ощущения главного героя, молодого бойца, вчерашнего школьника, в полном объеме. Он не думает о войне. Война вокруг него. Он думает о жизни: о потерянной ложке, о порванных ботинках, о симпатичной связистке, о погибших друзьях. В этой повести подкупает честность и простота. В ней нет героического пафоса, нет лишней жестокости. Но есть ряд событий фронтовой жизни, которым нельзя не верить, и из которых складывается настоящая правда о войне. И когда ты осознаешь, что это - правда, то и от этих элементарных вещей становится жутковато. Ведь это уже не литература, не театр – это жизнь.

 

- Тема войны в фильмах, в спектаклях это, наверное, сложная тема и достаточно ответственная. Ведь надо передать чувства и даже душу воевавших солдат и погибших за Родину. Как Вам удавалось найти эти эмоции и переживания?

 

- Так получилось, что никто из участников спектакля даже не служил в армии. Мы приглашали военных-профессионалов, которые объясняли основные принципы армейской психологии, учили носить форму, строиться, маршировать, отдавать приказы и правильно отвечать. Всем составом посещали технический музей, чтобы прикоснуться к полуторкам, увидеть своими глазами настоящие минометы, заглянуть в землянку. 
  Я разработал очень жесткий по обстоятельствам тренинг для актеров. Сначала думал, что не выдержат, начнут жаловаться. Ничего подобного. Все выдержали. Ведь им тоже, как воздух, была нужна военная правда, опыт страха, грязи и лишений. Я знаю, что некоторые актеры перерывали семейные архивы. Петр Зубарев (Школяр) нашел фронтовой дневник своего деда. Константин Федосеев (Шонгин) много разговаривал со своим дедом-фронтовиком, который еще жив, и даже взял у него телогрейку и сапоги, которые прошли войну и теперь абсолютно реально помогают ему играть свой образ. 
  Погрузиться в военный быт оказалось очень непросто. И даже после премьеры, каждый раз перед спектаклем мы собираемся на репетиции, чтобы вспомнить весь объем информации и чувствований, которые окружают заданные условия игры.

 

- Сколько времени заняла подготовка к спектаклю? Много ли было репетиций?

 

- Я готовил спектакль полгода. Актеры – два месяца. Репетиции мы не считали, потому что репетировали не стандартными трехчасовыми отрезками, а днями (без ограничения по времени). Потому что только в таком режиме можно было найти верное самочувствие, и, отталкиваясь от него, что-то создать.

 

- Всем нам надо хранить память о Великой отечественной войне и Ваш проект, безусловно, вносит огромный вклад в культуру нашего города. Планируете ли Вы и дальше ставить новые спектакли на военную тему? 

 

- Каждый новый серьезный спектакль несет в себе свою войну. Иногда явную и конкретную, иногда тайную и завуалированную. 
  Что же касается Великой Отечественной, то в ближайших планах новых военных постановок пока нет. Нужно отдохнуть от этой темы. Война – это кровь, смерть и ужас. И лучше бы она всегда от нас была подальше. Но именно поэтому ее нельзя забывать. А то уж слишком много в последнее время милитаристических выкриков. И пусть военные тяготы переживают актеры на сцене, а не страна и не люди.

 

Нужно отметить, что аплодисменты зала труду актеров по окончании спектакля – своеобразный камертон для проверки созвучия, совпадения идеи спектакля и чувств зрителей. 

 

По окончании спектакля «Первая. Наша» зрители своими аплодисментами долго не отпускали актеров со сцены. Значит, режиссеру - постановщику и актерам театра «ДИЛИЖАНС» удалось донести до зрителя все эмоции и переживания героев Окуджавы и передать знания, память о войне новому поколению школяров. 

 

Екатерина ДОЛИЧЕВА

 



Категория: Пресса о театре | Просмотров: 1545 | Добавил: diligence | Теги: Проба пера | Рейтинг: 0.0/0
Похожие материалы:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]