Театр Дилижанс
Касса: 34-53-72
Главная » 2016 » Октябрь » 17 »
00:04
"Скрипка и немножко… жутко". Никита Анисимов о спектакле "Превращение"

Автор: Никита Анисимов
Источник: Группа Журналисты СГСПУ
15.10.2016

А не сходить ли нам в театр? 
Скрипка и немножко… жутко


Восьмого октября в тольяттинском театре «Дилижанс» состоялся показ спектакля «Превращение» по мотивам одноимённого рассказа немецкого писателя Франца Кафки. Известный всему миру сюжет о превращении молодого человека в паука, его мучительном существовании в таком облике и постепенном отчуждении от мира получил очередную театральную трактовку.

 

 

Историю Франца Кафки множество раз ставили на сценах мирового уровня, и каждая из этих постановок чем-то отличается от других. Версия Екатерины Зубаревой получилась довольно мрачной, вполне соответствующей кафкианскому духу. От нее веет безумием и абсурдом. В этой постановке большое внимание уделено эмоциям героев. На первом плане, конечно же, мучения Грегора. Запертый в своём новом теле он не может найти выхода из этой ситуации. Сценическое превращение Петра Зубарева, исполнившего роль главного героя, было пластически и психологически точным. На сцене появляется юноша в пижаме и вот его ноги уже не ноги, а негнущиеся лапки насекомого, туловище потеряло свою гибкость из-за тяжелого, прочного панциря, а в его усталых глазах хорошо видно настоящее человеческое отчаяние.


Поставленная на сцене эта история не только не утратила атмосферы книги, но стала ещё более страшной. Не удивительно, что этот спектакль получил столько наград: 3 приза регионального конкурса “Самарская театральная муза-2013”, лучший спектакль на Международном фестивале “Театромагия” в 2014 году. В самом же «Дилижансе» «Превращение» прочно обосновался после победы на четвертом фестивале «Премьера одной репетиции».

На мой взгляд, есть несколько вещей, которые принесли успех этой постановке. Во-первых, это выбор формата сцены. В «Дилижансе» их всего две: основная (большая и просторная) и "Черный квадрат" (именно в нем и был показан спектакль превращение). Сцена "Черный квадрат" представляет из себя небольшую комнату с бархатными черными стенами. Здесь актеры выступают в непосредственной близости от зрителя, что создаёт особое впечатление контакта между тем, кто играет в спектакле и тем, кто его смотрит. В случае с «Превращением», этот контакт усиливает впечатление от спектакля многократно. Во-вторых, большую роль в постановке играет музыкальное сопровождение. Основной звуковой фон спектакля создает скрипка, нагнетающая атмосферу, тревожащая сознание и выводящая зрителя из состояния комфорта. Она держит зрителя в напряжении, напоминая, что за тем белым полотном в центре сцены - комната Грегора, ставшая темницей несчастного "превращённого", где он медленно сходит с ума от тоски по прежней жизни и отчаяния. В-третьих, это работа режиссера – Екатерины Зубаревой. Контраст мизансцен – светлой и тёплой комнаты родителей Грегора и холодной темницы героя – подчеркивает контраст между повседневным миром людей, разумным и упорядоченным, и миром, в котором оказался герой. Он будто находится в тесной комнате, в кромешной темноте, сквозь которую из внешнего мира пробивается луч света, к которому так стремится превращенный. Жить обычной человеческой жизнью со своей семьёй – вот его единственное желание. Кроме того, спектакль наполнен деталями, которые помогают понять эмоции персонажей и мотивы их поступков. Например, скрипка госпожи матери и газета отца напоминают им о прежней жизни, соблазняя родителей Грегора отречься от сына в пользу своих интересов. Интересным решением постановщиков можно назвать стоящий посреди сцены белый занавес. Это дверь в комнату Грегора, за которой и живёт превращённый. Все, что там происходит, мы видим по игре теней на белом, полупрозрачном полотне. 


Интересен тот факт, что Екатерина Зубарева в текущем году в очередной раз срежессировала спектакль, победивший на фестивале «Премьера одной репетиции». Он назывался «Питер необыкновенный, или младших братьев не выбирают» и приятно удивлял озорной и легкой манерой подачи. Удивительна многогранность Екатерины Зубаревой, способной одинаково хорошо как прочитать наполненный безысходностью рассказ Кафки, так и поставить яркий детский спектакль.

 


 



Категория: Пресса о театре | Просмотров: 1067 | Добавил: diligence | Рейтинг: 0.0/0
Похожие материалы:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]