00:04 "Скрипка и немножко… жутко". Никита Анисимов о спектакле "Превращение" |
Автор: Никита Анисимов А не сходить ли нам в театр?
Историю Франца Кафки множество раз ставили на сценах мирового уровня, и каждая из этих постановок чем-то отличается от других. Версия Екатерины Зубаревой получилась довольно мрачной, вполне соответствующей кафкианскому духу. От нее веет безумием и абсурдом. В этой постановке большое внимание уделено эмоциям героев. На первом плане, конечно же, мучения Грегора. Запертый в своём новом теле он не может найти выхода из этой ситуации. Сценическое превращение Петра Зубарева, исполнившего роль главного героя, было пластически и психологически точным. На сцене появляется юноша в пижаме и вот его ноги уже не ноги, а негнущиеся лапки насекомого, туловище потеряло свою гибкость из-за тяжелого, прочного панциря, а в его усталых глазах хорошо видно настоящее человеческое отчаяние.
На мой взгляд, есть несколько вещей, которые принесли успех этой постановке. Во-первых, это выбор формата сцены. В «Дилижансе» их всего две: основная (большая и просторная) и "Черный квадрат" (именно в нем и был показан спектакль превращение). Сцена "Черный квадрат" представляет из себя небольшую комнату с бархатными черными стенами. Здесь актеры выступают в непосредственной близости от зрителя, что создаёт особое впечатление контакта между тем, кто играет в спектакле и тем, кто его смотрит. В случае с «Превращением», этот контакт усиливает впечатление от спектакля многократно. Во-вторых, большую роль в постановке играет музыкальное сопровождение. Основной звуковой фон спектакля создает скрипка, нагнетающая атмосферу, тревожащая сознание и выводящая зрителя из состояния комфорта. Она держит зрителя в напряжении, напоминая, что за тем белым полотном в центре сцены - комната Грегора, ставшая темницей несчастного "превращённого", где он медленно сходит с ума от тоски по прежней жизни и отчаяния. В-третьих, это работа режиссера – Екатерины Зубаревой. Контраст мизансцен – светлой и тёплой комнаты родителей Грегора и холодной темницы героя – подчеркивает контраст между повседневным миром людей, разумным и упорядоченным, и миром, в котором оказался герой. Он будто находится в тесной комнате, в кромешной темноте, сквозь которую из внешнего мира пробивается луч света, к которому так стремится превращенный. Жить обычной человеческой жизнью со своей семьёй – вот его единственное желание. Кроме того, спектакль наполнен деталями, которые помогают понять эмоции персонажей и мотивы их поступков. Например, скрипка госпожи матери и газета отца напоминают им о прежней жизни, соблазняя родителей Грегора отречься от сына в пользу своих интересов. Интересным решением постановщиков можно назвать стоящий посреди сцены белый занавес. Это дверь в комнату Грегора, за которой и живёт превращённый. Все, что там происходит, мы видим по игре теней на белом, полупрозрачном полотне.
|
|
Всего комментариев: 0 | |