11:26 "Экспедиция за истиной". О премьере театра юного зрителя "Дилижанс". |
Театр юного зрителя "Дилижанс" (Тольятти) сыграл на экспериментальной сцене "Чёрный квадрат" премьеру спектакля "Превращение" по новелле одного из самых значительных и самых загадочных европейских писателей ХХ века Франца Кафки. До этого заявка на этот спектакль, вернее - его черновой вариант, стала лидером IV Фестиваля «Премьера одной репетиции», который ежегодно проходит весной в театре «Дилижанс». Новелла о превращении коммивояжёра Грегора Замзы в отвратительное насекомое мучила Кафку. Он называл её тошнотворной, но возвращался к ней вновь и вновь. «Теперь так много пишут о животных, - объяснял он молодому человеку во имени Густав Яноух, который некоторое время ходил за ним и записывал его мысли. - Это выражение тоски по свободной, естественной жизни. Но жизнь, естественная для человека, - это жизнь человеческая». Перед нами метафора, предполагающая множество толкований: от измены долгу до попытки сопротивления угрозы обесчеловечивания со стороны общества. Театр выбрал тему человеческого отчуждения, трагического и безысходного одиночества. То, что Грегор Замза был до своего превращения исполнительным служащим и послушным сыном; то, что он положил свою жизнь к ногам своей семьи; то, что он остался в семейном кругу, - не только не спасает его от произошедшего с ним ужаса, но и усугубляет его. «Кафка один из любимых авторов. Интересно было искать режиссерское решение и способ актёрского существования в этом материале. Спектакль необычный, такое не привыкли видеть на тольяттинской сцене, поэтому на обсуждениях после «Премьеры одной репетиции» его окрестили фестивальным». Но я надеюсь, что он найдет своего зрителя», - это слова режиссёра спектакля Екатерины Зубаревой. Она же - актриса театра «Дилижанс». Хорошая актриса. Я видела её в спектале «Беготни вокруг коня», где она изумительно точно играет десятилетнюю девчонку, а в спектакле «Превращение» - мать Грегора. Екатерина Зубарева, режиссер по образованию, ставила спектакли в основном со студийцами. «Превращение» - её дебют на основной сцене. Достойный дебют. Режиссёрское решение и способ актёрского существования, о которых говорила Екатерина, найдены очень точно. В новелле Кафки почти нет диалогов. Только то, что видит и слышит Грегор, только то, что он чувствует и понимает. На сцене, кроме Грегора, - Отец (Константин Федосеев), Мать, Сестра (Марина Ванюкова), Служанка (Ирина Ануфриева), Управляющий и Жилец (Леонид Дмитриев). Движения их доведены до автомагизма: это марионетки, живущие по раз и навсегда установленным правилам. Семья Замзы в спектакле, пожалуй, выглядит более бесчеловечной, более жестокой, более сухой, чем в новелле. Каждый, кто вольно или невольно нарушает эти правила, - враг и подлежит уничтожению. Но в то же время - это люди, а Грегор их близкий человек, сын, брат. Иначе бы и проблемы никакой не было! Балансировать на этой грани удаётся Матери, Сестре и (как ни странно) Управляющему. У остальных это получается хуже, но режиссёрский рисунок все выполняют очень чётко, и из кусочков мозаики складывается пазл. Отдельный разговор о Грегоре, который, надо думать, был точно таким же автоматом, но, превратившись и насекомое, больше всех становится похожим на человека. Роль эту блистательно играет Петр Зубарев. Превращение Грегора в насекомое показано в спектакле очень сдержанно. Мы видим насекомое только на теневом экране. Гperop остаётся человеком. Сначала, увидев себя на экране, он с ужасом осознаёт произошедшее с ним. Потом судорожно пытается пробиться к людям. Потом отчаивается и умирает. Всё это сыграно актёром с предельной искренностью. Я бы, правда, добавила теплоты и любви в последнюю сцену с сестрой, которую он любил больше всех и предательство которой его убило. Очень тактично решена сцена смерти Грегора. Служанка вытаскивает из-под опущенного экрана его пижамную куртку, надетую на швабру, а самого Грегора мы больше не видим. В спектакле много удачных режиссёрских находок: и эта куртка; и теневой экран; и беззвучно раскрытые в отчаянном крике рты; и красная авоська, которая, зацепившись за пуговицу на куртке, становится очень похожей на кровь; и убранная отцом со стола фотография Грегора. Единственное, что мне показалось не совсем верным, это намёк на то, что вздохнувшее с облегчением семейство, которое вдруг начинает шевелить рунами и ногами как лапками, - это и есть истинные насекомые. Для многих же это вообще читается как грядущее возмездие семье Грегора. А это было бы слишком просто для нашего мира. Музыкальное оформление спектакля почти полностью состоит из сочинений Альфреда Шнитке. В театре нет заведующего музыкальной частью, музыку подбирала сама Екатерина Зубарева. И она, как видим, не старалась облегчить свою задачу. В этом театре многое делают сами, открывая какие-то новые грани своих способностей. Художник по костюмам в спектакле - актриса театра Ирина Шугаева: «Художественного образования у меня нет, но рисовала я всегда и везде. Кафка - это первый мой спектакль, где есть прекрасная и такая далекая эпоха начала ХХ века и интересный художественный образ, придуманный режиссером, а от меня требовалось как можно четче проявить характеры персонажей в костюме. Сделать их «прекрасными и отвратительными», помочь костюмом актеру ярче выразить свой образ. Надеюсь, что у меня все получилось как надо». Франц Кафка почти сто лет назад сказал: «Искусство всегда лишь экспедиция за истиной». А что есть истина? Может быть, она заключена в самом поиске? Театр «Дилижанс» ищет. Ищет сознательно и планомерно, не опуская планку, а стараясь поднять её над своей головой. Может быть, это и есть экспедиция за истиной? Источник: «Свежая газета. Культура», №3 (50), февраль 2014г. Автор статьи - ИРИНА ПОРТНОВА Фотографии - ВИКТОР МАРТЫНОВ |
|
Всего комментариев: 0 | |