Театр Дилижанс Тольятти
ХХV юбилейный
театральный
сезон
2016-2017
Главная » 2014 » Июнь » 18 »
20:47
Биомеханика Мейерхольда. Мастер-класс Ильи Окса.

Биомеханика Мейерхольда

Мастер-класс Ильи Окса (Москва, Рига)

16-17 июня 2014 г. 


Еще будучи студентом и читая гладковскую биографию Мейерхольда, я очень заинтересовался биомеханикой. Что это за принцип воспитания актера? Как должен быть натренирован внешний аппарат актера, чтобы совершенно не завися от внутренних процессов, транслировать необходимую энергетику и быть выразительным? Да и просто слово очень загадочное и научное - "биомеханика". Но, к сожалению, в течение всего последующего времени я не столкнулся ни с публикациями, ни с описанием методики. А те кадры кинохроники, которые дошли до нас со времен ГосТИМа, выглядели смешными, как массовая заводская гимнастика. Поэтому создалось впечатление, что знаменитый авантюрист Всеволод Эмильевич придумал не более чем красивое слово, под которым спрятал какие-то зачатки предмета "сценическое движение" талантливо разработанного впоследствиии Кохом.


    Завершая работу по гранту "Второе дыхание" фонда Прохорова, я как-то вынырнул к середине июня из объемной работы над двумя шествиями и проведением культ. программы гандбольного фестиваля, понимая, что одна из позиций не заполнена, и на все про все у меня неделя. То есть, если за эту неделю я не найду какого-нибудь столичного преподавателя какой-нибудь актерской дисциплины, весь грант пролетит в трубу, как невыполненный. Но люди добрые есть и в Москве. Утром связался с Кареном Нерсисяном. Тот к обеду вывел меня на "лучшего в мире" преподавателя биомеханики - Алексея Левинского, который еще через час порекомендовал мне своего ученика, актера театра "Около" - Илью Окса. К вечеру мы с Ильей уже определили график его приезда.

 

    Илья волею судьбы родился со мной в один день, поэтому самим этим фактом уже расположил к себе. Не по-актерски скромный и тихий, по-актерски красивый и талантливый, провел с актерами четыре трехчасовых занятия посвященных этой загадочной и таинственной биомеханике.


    Немного истории. После смерти Мейерхольда все его наследие было предано намеренному забвению. И лишь в начале 70-ых по приглашению В.Плучека в театре Сатиры появился Николай Кустов, преподававший биомеханику еще в ГосТИМе. Кустов занимался с очень маленькой группой актеров, из которых на сегодняшний день в России остался один Алексей Левинский, который продолжает передавать эти знания своим ученикам, из которых мы теперь знаем Илью Окса, который изучает ее уже на протяжении 6-ти лет.


    Сразу же оказалось, что она, эта биомеханика, вообще дело немудреное. Выполняй выкрутасы с гимнастической палочкой, точно запоминай и ритмично воспроизводи пластический рисунок пяти канонических этюдов, и станешь великим "биомехаником" или, точнее "биомеханизмом". Актеры, быстро сообразив, что на этот раз никто не собирается "измываться" над их хрупкой психикой, быстро включились в работу. Екатерина Зубарева и Ирина Шугаева сначала сидели, как слушатели (ну, у них свои, физиологические причины), а потом не удержались, сами не заметив, оказались на сцене. 


    Но чем дальше шли занятия, тем яснее становилось, что шесть лет не так уж и много для овладения всеми тайнами данной техники. Наши четыре занятия по сравнению с этим, какая-то капля, хоть и очень концентрированная. 

 

 

    Огромное внимание в биомеханике уделяется телу: умение быстро включаться, координировать свои движения, держать равновесие, чувствовать ритм, синхронизироваться с партнером и т.д. Это, своего рода танец, наполненный разнообразной, иногда с историческими и национальными элементами, пластикой. Есть свои каноны, свои ритуалы, свои правила, что выводит данную технику в разряд учения. Еще один уникальный момент, который меня удивил. Биомеханика намеренно передается без "отсебятины", исключительно в том виде, в каком разрабатывалась 100 лет назад, монументально, ортодоксально. И в этом ее особая ценность. И за это особое спасибо всем тем, кто сохранил эти знания до наших дней. Биомеханика - это интересно и, абсолютно уверен, эффективно.



Категория: Виктор Мартынов | Просмотров: 1645 | Добавил: Viktor_Martinov | Теги: Виктор Мартынов, мастер-класс, театр Дилижанс, биомеханика, второе дыхание, Мейерхольд, Илья Окс | Рейтинг: 0.0/0
Похожие материалы:
Всего комментариев: 1
1  
В восточных единоборствах новички тоже сначала учатся выполнять простейшие движения, но зато через много лет тренировок получаются красивые движения. Думаю, что если постоянно практиковать биомеханику, можно добиться потрясающих результатов. Спасибо за интересную статью!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]