Театр Дилижанс
Касса: 34-53-72
Главная » 2016 » Май » 3 »
23:12
"Шизофрения ли это?" Лиза Понякшова о "Злом спектакле"

Внутри каждого из нас непременно прячется что-то темное, таинственное, пугающее. Ведь человек не может состоять лишь из света и быть «чистым идеалом». Нет, в нас живет и темная сторона, которая способна проявлять себя в разных обстоятельствах и ситуациях. В самой глубине кладовой души обязательно найдутся самые темные человеческие качества, в которых иногда сам человек боится себе признаться. 

На сцене театра «Дилижанс» вы можете посмотреть моноспектакль «Злой спектакль» или «..лучше бы этому человеку не рождаться». Спектакль основан на шестой главе пьесы «8 из числа 7 или 7 ДНЕЙ С ИДИОТОМ» Владимира Клименко. Основную и единственную роль играет Петр Зубарев («Герой нашего времени», «Превращение» и др.) Друзья, скажу вот, что: 40 минут забвения и погружения в совсем иную среду обитания вам гарантировано. Ты заходишь в зал и усаживаешься поудобней. Тусклое освещение не сразу даёт заметить человека уже стоящего на сцене. Ты невольно пугаешься, видишь, как он стоит и смотрит в одну точку, а на первом плане динамично движется «туда-сюда» висячий золотой диск, который будто хочет загипнотизировать зрителя. Когда все замечают стоящего актера, в зале повисает тишина. Ну, а что потом? Потом то всё и начинается. Он говорит, говорит, говорит и говорит. Главному герою не дано имени, но ему можно дать несколько. Лично я увидела несколько лиц в лице одного актера- это и больной шизофренией человек, и Иуда, и даже можно разглядеть Раскольникова. Актер один и тот же, но сущности меняются на протяжении этих 40 минут. На сцене герой раскрывает нам противоречивость понятий о добре и зле, о смысле жизни, о ненависти, о человеческих пороках, о не существующей истине, ведает о самом темном и самом потайном, что может быть спрятано в человеке. 

При этом эмоциональной напряженности добавляет диалог героя с залом. Он спрашивает: «Помните? Помните?». Ты еще не успеваешь вспомнить то, что он просит, как он тут же кидает: «Не помните!» И ты внушаешь самому себе: «А и, правда, забыл и не помню». Хотя уже перестаешь копаться в воспоминаниях. Да, эта манипуляция зрителями присутствовала в зале. Но никто был не против. Ведь как можно было не поддаться этому, внушающему голосу. Этим диалогом со зрителями герой даёт понять. Что, то о чём он говорит, касается не только его, но и всех людей здесь сидящих. 

Герой был одет довольно просто. Темно-серый старомодный костюм и черных шарф. Сцена была темной, свет падал только на актёра, от чего казалось, что он как-будто светится. Актёр старательно выговаривал каждое слово, расставляя акценты на тех словах, на которых обычно акценты не делаются, по причине их не соответствия нормам лексики или же моральным нормам. Ты наблюдаешь за лицом героя, ловишь каждое слово, при этом вдумываясь в его значение, боишься потерять ту ниточку, по которой следует герой. Ты замечаешь, как уже по лицу актера катится пот, но он всё также мощно, дерзко, выразительно сыплет речами, с которыми невольно соглашаешься внутри себя.

Он называет себя шизофреником. Но ты не веришь, что это болезнь, ведь вслух произносятся вполне разумные и громкие слова, которые при этом кажутся возмутительными и неподобающими. Герой говорит о «насекомости» человека («а теперь представьте, что этот таракан - ЭТО ВЫ»), о его бесцельном существовании, которое нацелено лишь на размножение. В этом плане он напоминает Родиона Раскольникова из романа «Преступление и наказание», который также метался в мыслях, пытаясь понять «тварь ли он дрожащая» или «право имеющий». Герой не просто так перечислял все пороки и заблуждения людей, он заставлял каждого зрителя совершать некий внутренний суд над самим собой. Потом следует перевоплощение героя в Иуду Искариота, и нам зачитываются слова из Библии. Кто не знает эту библейскую историю о предательстве Иуды? Наверное, все знают, чем закончится, но ты всё же надеешься на другой финал. Но нет, Библию не переписать, спектакль завершается, как и положено писанию. Выходя из зала, ты думаешь: «Что это сейчас было?» Вспоминаешь слова и находишь еще больше смыслов и ответов на те вопросы, которые, наверное никогда себе не задавал.

Подводя итог, скажу, что в этом спектакле вас ждет знакомство с темной стороной вашего «я». Этого не надо бояться, и избегать, это нужно просто принять. Ведь со злом тоже нужно дружить. Серьезный спектакль, который заставляет задуматься над серьезными вещами. Но правда одна: «Сохраняйте суд и делайте правду, ибо близко спасение».

 

Лиза Понякшова
Журнал SMITANA
 



Категория: Пресса о театре | Просмотров: 1113 | Добавил: diligence | Теги: Злой спектакль | Рейтинг: 0.0/0
Похожие материалы:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]