Театр Дилижанс Тольятти
ХХV юбилейный
театральный
сезон
2016-2017
Главная » 2015 » Октябрь » 18 »
19:53
ПЛОЩАДЬ СВОБОДЫ: "Сегодня — «Плаха», завтра — «ЗЛОЙ СПЕКТАКЛЬ»".

Двумя необычными премьерами обрадует тольяттинцев «Дилижанс» и ведущий актер театра Петр Зубарев.

 

Сначала зрители увидят «Плаху» по роману Чингиза Айтматова, потом — «Злой спектакль», созданный на основе пьесы современного драматурга Владимира Клименко, известного под именем Клим. В обеих постановках будет играть актер «Дилижанса» Петр Зубарев. Накануне интересных премьер мы встретились с Петром и с его женой Екатериной Зубаревой, которая стала режиссером «Плахи».

 

Пётр Зубарев и Екатерина Зубарева

 

Отметим: «Плаха» и «Злой спектакль» попали в репертуар театра благодаря фестивалю «Премьера одной репетиции». Он проводится в театре «Дилижанс» ежегодно, нынче прошел в шестой раз. По замыслу идейного вдохновителя фестиваля и художественного руководителя «Дилижанса» Виктора Мартынова, актеры сами выбирают произведение для постановки и готовят спектакль, используя минимальные художественные средства. Бюджет на эскизные спектакли не выделяется, победитель определяется зрительским голосованием. Постановка, набравшая самое большое число голосов, получает финансирование, дорабатывается и вносится в репертуар.

 

Для победной фестивальной постановки 2015 года актриса Екатерина Зубарева выбрала одно из своих любимых литературных произведений — роман киргизского писателя Чингиза Айтматова «Плаха». Не весь, конечно, а сюжетную линию волков — синеглазой Акбары и ее верного Ташчайнара. Историю волчьей семьи Екатерина решила рассказать на языке поэзии и музыки. Своими неординарными планами она, естественно, поделилась с мужем Петром Зубаревым, который творчески переосмыслил прозу и создал новую оригинальную поэму. Поскольку Екатерину интересовал мир легенд и мифов, связанный с киргизской культурой, Петр написал такую поэму, которую надо исполнять в неповторимой манере манасчи — сказителей знаменитого киргизского эпоса о богатыре Манасе. Воздействие на зрителя многократно усиливается живой этнической музыкой, актеры в спектакле играют на аутентичных инструментах: барабанах, бубне, варгане, курае.

 

Неординарная постановка романа советского классика Чингиза Айтматова меня, естественно, заинтересовала. Сразу же вспомнила цитату из фильма «Берегись автомобиля»: «А не замахнуться ли нам на Вильяма, понимаете ли, нашего Шекспира». Отбросив иронию, однако, захотела задать несколько вопросов Петру Зубареву о поэзии — уж больно хорошо прочел он «Флейту-позвоночник» Владимира Маяковского на капустнике, посвященном Дню театра. В первую очередь спросила, когда и почему возник интерес к стихам. По-моему, наше прагматичное время меньше всего располагает к лирике...

 

Оказалось, увлечение поэзией началось у Петра с момента поступления на актерский факультет. На экзамене надо было прочитать стихотворение, и Петр выучил поэму «Черный человек» Сергея Есенина. Потом увлекся не только Есениным, но и Шекспиром, в числе любимых поэтов — Владимир Высоцкий.

 

Работа над поэтическим изложением отрывков «Плахи», как признался Петр, далась нелегко, и не только ему — всему коллективу актеров, занятых в спектакле. Нужную форму ребята нашли не сразу, пришлось учиться играть на бубнах, барабанах, курае и других инструментах. Текст, признался Петр, переписывался раз сто и сегодня сильно отличается от первоначального варианта. Творить, однако, было интересно, присутствовал азарт, хотелось совершенствовать словосочетания и рифмы, да и требовательный, амбициозный режиссер не давал поэту расслабиться.

 

Усилия творческого дуэта Зубаревых оказались не напрасными, спектакль на фестивале получил хороший резонанс в масштабе Самарской губернии, представители Союза театральных деятелей с нетерпением ждут премьеры. Что это будет — мифически-эпическое действо, киргизская мистерия — с жанром новорожденного спектакля его создатели пока определяются. Как проанонсировала «Плаху» директор театра Ирина Миронова: «Будем заявлять необычный спектакль на «Золотую маску». Да-да, на Российскую театральную премию!

 

Надо заметить, что первое образование Петра — техническое, но собеседник не побоялся когда-то развернуть судьбу на 180 градусов и, судя по сегодняшней востребованности, правильно сделал. Похоже, у него в сутках 25 часов: Петр не только играет, пишет стихи и песни, но, повторяю, репетирует собственный моноспектакль. Он выбрал пьесу современного драматурга Клима «Злой спектакль, или Лучше бы этому человеку не рождаться». По словам самого Клима, его произведение — «это одна из несуществующих глав романа «Идиот». То, о чем мог бы рассказать один из его героев или случайных наблюдателей этой истории».

 

Комментируя выбор пьесы для моноспектакля, Зубарев признался, что ему прежде всего был интересен Клим, его тексты. В начале ноября Петр вместе с родным «Дилижансом» поедет с новым моноспектаклем в город Старая Русса Новгородской губернии для участия в XIX Международном фестивале камерных спектаклей по произведениям Федора Достоевского. По мнению художественного руководителя театра Виктора Мартынова, много про «Злой спектакль» не расскажешь, зрителям все надо увидеть и услышать самим. Спектакль абсолютно авторский, постановку Петр Зубарев сделал сам, начиная от оформления, заканчивая исполнением. Премьера состоится 11 декабря. Петр долго искал свой путь к зрителю с этим спектаклем, играл его даже на улице. Да-да, весь театр был удивлен, когда в один из дней в 9 утра коллеги увидели Петра, играющего свой спектакль прямо на пороге «Дилижанса». С монологом актер обращался к прохожим, спешащим по проспекту Степана Разина. Подойти к Петру в тот момент было невозможно, так как он находился в другой реальности — жил в мире героя Достоевского.

 

— Петя такой работоспособный, талантливый актер, с 8 утра он уже в театре, выходных дней у него нет. И уходит самый последний. Талант — это труд, — высказала свое мнение директор «Дилижанса» Ирина Миронова.

 

Меня как журналиста очень интересовал вопрос здоровых амбиций в творческом дуэте Зубаревых. Ведь с женой-режиссером, наверное, не забалуешь. Приходится все проекты воспринимать на ура — иначе роли не даст.

 

— На самом деле Катя сама хочет играть интересные роли, поэтому и спектакли ставит, — рассмеялся Петр. — Мы постоянно разговариваем, за счет этого интерес и держится. Просто исполнять ее волю мне не очень хочется. Отрадно, что для Кати труд режиссера (играть и ставить) не рутинный.

 

— Петя со многим спорит и на многое влияет в итоге, — включилась в разговор Екатерина. — В споре рождается истина. После каждой работы я говорю: «Все, Петя, больше я тебя никуда брать не буду. И… все равно беру. Потому что актер хороший. Вообще, стараюсь выбирать для работы не только актеров, но и хороших людей, которые меня понимают.

 

— Получается, театральная атмосфера не заканчивается у вас никогда. На работе репетируете, дома придумываете и обсуждаете спектакли. Вы идеальный творческий дуэт?

 

— Да, мы дуэт, творчество — его основа, но не идеальный, не всегда все проходит гладко, — практически в один голос ответили ребята.

 

— В анонсе «Плахи» сказано: «Спектакль отличается глубоким нравственным содержанием, что так необходимо нашему поколению, живущему в мире потерянных ориентиров». А зачем эти самые ориентиры нашему обществу потребителей? — спросила я у Петра.

 

— Нравственность — это совесть, что можно, чего нельзя. В любом обществе людям надо объяснять, чего нельзя. Сегодня пытаются воспитывать абсолютно свободных людей. Но человек изначально превратился из животного в человека, когда возникли ограничения. Абсолютно свободный человек не должен жить в обществе. Если ты с кем-то сосуществуешь, абсолютной свободы быть не может, вводятся определенные законы. Иначе зло победит добро, человечество погибнет.

 

— Вы играете семью волков, которые готовы драться за нее. А для вас семья что?

 

— Семья — это фундамент любого общества, на котором уже строится все остальное, без нее пока никак, дети, как грибы, не растут...

 

— На самом деле все, чего Петя достиг, — это только благодаря семье, — ? констатировала Екатерина и пояснила, что у них с Петром двое детей: одному ребенку три года, другому — год. Благодаря семейным ресурсам, а именно бабушкам и прабабушке, ребята, собственно, и получают возможность творить. Когда появляется семья, для человека открывается совершенно другой мир, появляются новые возможности.

 

Кстати:

По итогам премии СТД «Самарская театральная муза 2013» театр «Дилижанс» привез в Тольятти целых три статуэтки за спектакль «Превращение». Победителем в номинации «Лучший молодой актер» стал Петр Зубарев за роль Грегора Замзы, «Лучший режиссерский дебют» — Екатерина Зубарева, третьей премией была награждена вся постановочная команда спектакля.

Ольга Пимантьева
Газета «ПЛОЩАДЬ СВОБОДЫ»



Категория: Пресса о театре | Просмотров: 552 | Добавил: diligence | Теги: Плаха | Рейтинг: 0.0/0
Похожие материалы:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]