Театр Дилижанс
Касса: 34-53-72
Главная » 2016 » Июль » 7 »
11:17
Ежедневно в театре работает выставка живописи Николая Кузнецова "ГРАНИцы"

Дорогие зрители! В фойе театра «Дилижанс» проходит выставка живописи Николая Кузнецова «ГРАНИцы». Экспозицию составляют новые работы, портреты, пейзажи, натюрморты, созданные художником в последние годы. Ежедневно с 17-00 до 20-00 автор работ проводит экскурсию по выставке (тел. для коллективных заявок:  +7(917)133-64-81). Вход свободный.

 


Для справки:

НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ КУЗНЕЦОВ

Член ТСХ России, член СД России, номинант премии президента России, сопредседатель правления Тольяттинского городского отделения Союза дизайнеров России, имеет 78 авторских свидетельств и патентов на изобретения, промообразцы, товарные марки. Учёное звание доцент. Дизайнер. Живописец. Скульптор.

Контактные данные:
е-mail: tmk-design@yandex.ru
facebook.com/100007236849440
+7(917)133-64-81


 

На выставке «ГРАНИцы» представлены живописные работы Николая Кузнецова, созданные в последние годы в Тольятти и Тарусе (Калужская область) и на Дону. Экспозиция включает «портреты» ирисов, рождающие оптимистичный колористический мелос в её пространстве, лиричные натюрморты с цветами («Розы на солнце»), жизнерадостное «Сочное лето» и пейзажи – залитые светом («Тарусский мотив»), пронзительные осенние («Пригород Тарусы»), сумеречные («Вечер»). Многие картины и реакция на них подтверждают неизменную популярность импрессионистической манеры письма у современных художников и зрителей.

 

Контрапунктом к этой части выставки выглядят два панно о гибели городского леса в пожаре 2010 года, тема которых обусловила иные средства высказывания. Крупноформатные квадраты стали мощным акцентом в большом интерьере Библиотеки Автограда, куда выставка переместилась после её дебюта в Отделе современного искусства ТХМ. «Пламенеющий», готически-страстный колорит призывает осмыслить трагедию спустя годы после неё, в условиях, когда главное о последствиях этой потери всё ещё не сказано и широкой публикой не понято.

 

Важнейшее произведение и, одновременно, образ выставки – автопортрет Н. Кузнецова («Утро доброе»). Лицо близко придвинуто к воображаемому зеркалу, на месте которого под сосредоточенным взглядом затенённых глаз неизбежно оказывается зритель. Экспрессию образа бессюжетной работы формируют художественные средства: пропорции монументальны, голова расположена по центру на границе тёплого и холодного, плотность красочного слоя ощущается почти физически. Несмотря на то, что автор изобразил себя за повседневной, обыденной процедурой бритья, внимательный, почти требовательный взор, направленный на нас, не оставляет сомнений в том, что картина выведена за пределы жанровости, лишь фиксирующей поток бытия. Точно выстроенные диалогические пары «автор-зритель» и «автор-время» рождают третью – «зритель-время». Последнее говорит о том, что поле контекстов этого произведения не ограничено пределами частного творческого опыта или эксперимента. Оно утверждает человека вообще, и в этом своём значении для всех, кто переживает сегодня непростые времена, приобретает почти ренессансный смысл. Художественные качества автопортрета, – несомненной и очень существенной творческой удачи Николая Кузнецова, – таковы, что его можно причислить к массиву культурных текстов, отражающих важные аспекты современной жизни.

 

Уроженец приэльбрусского города Тырныауз (Кабардино-Балкария) знает, что ветер границ не признаёт, поэтому с удовольствием устремляется навстречу «испытанию живописью», приглашая зрителя стать свидетелем этой элегантной многокрасочной битвы.

 

Инна Бурая,

кандидат искусствоведения

 

 

«ПЕРВЫЙ ГЕНЕРАЛЬНЫЙ»
(о портрете «Директор» Николая Кузнецова)

 

Дебютный показ портрета Виктора Николаевича Полякова состоялся 19 апреля 2015 года во внутреннем дворике Библиотеки Автограда (ДКиТ). Его первыми зрителями в тот день стали члены Клуба ветеранов ВАЗа «Патриот», собравшиеся на юбилейную встречу, посвящённую вазовской «копейке». Во второй раз картина Николая Кузнецова предстала перед публикой два с половиной месяца спустя в Тольяттинском художественном музее, на открытии выставки «История АвтоВАЗа в произведениях искусства», посвящённой 100-летию В. Н. Полякова.

 

«Первый генеральный» и «копейка» – понятия взаимосвязанные и символичные для Тольятти. Крупный завод по выпуску легковых автомобилей сначала должен был вырасти за несколько лет в степи, а затем выйти со своей продукцией на международный рынок; параллельно планировалось вести строительство нового района города. Реализацию такого проекта любому поручить невозможно. Нужен управленец, способный чётко формулировать задачи, настраивать на достижение результата себя и множество других людей, личность, в системе приоритетов которой доминируют преданность делу, компетентность, принципиальность.

 

Из воспоминаний современников о В. Н. Полякове складывается образ человека, жизнь которого проходила под девизом «делай, что должно и будь что будет». Эта мáксима всегда заставляет своих редких приверженцев жить в сильном физическом и психологическом напряжении. Но именно эта полная самоотдача в прошлом даёт право Виктору Николаевичу смотреть на нас сегодняшних так, как он это делает с картины Николая Кузнецова.

 

Энергия образа В. Н. Полякова – результат сочетания смелого композиционного решения и экспрессии живописно-технических приёмов. Излюбленный Н. Кузнецовым квадратный формат здесь приобретает иное звучание. В отличие от более ранних работ («Утро доброе», «Дорожник», «Ветеран»), из «квадрата Полякова» вытеснено всё лишнее, почти не осталось места для фона. Голова, занимающая всё пространство, в верхней части и у подбородка смело срезана краями картинной плоскости. Этот приём создаёт необходимую монументальность, которая уравнивает между собою крупный масштаб реальной личности и её изображение. Геометрический центр картины, формируемый пересечением воображаемых осей, совпадает с переносицей, акцентирует глаза, всегда следящие за зрителем, независимо от того, в какую сторону от портрета он перемещается.

 

Смысл пристального, прямого взора В. Н. Полякова с портрета неоднозначен. Директор ставит «неудобные» вопросы? Или в этом взгляде содержится вызов, смысл которого выражен в двух латинских крылатых выражениях, последовательно соединённых вместе: «Что сделано, то сделано; пусть сделает лучше, кто может» (лат.: «Factum est factum», «Faciant meliōra potentes»)? Скорее всего, одной единственной трактовки здесь и не может быть. Каждый посетитель выставки, сердце которого неравнодушно к судьбе города и завода, а интеллект отказывается смириться с незаданностью векторов для современного развития Тольятти, адекватных его яркому прошлому, вправе истолковать этот беспокоящий взгляд по-своему.

 

Содержательная глубина и художественное решение портрета, созданного Николаем Кузнецовым, психологизм и драматичность, присущие образу «первого генерального», делают актуальным произведение сегодня и создают предпосылки для его долгожительства в культурном пространстве.

 

Полемический настрой Виктора Николаевича Полякова на портрете – попытка развернуть г. Тольятти к поиску самого себя. Масштаб и качества личности первого генерального директора ВАЗа дают ему право настаивать на этом спустя годы после своего ухода.

 

Инна Бурая,
кандидат искусствоведения

 

 



Просмотров: 2142 | Добавил: diligence | Рейтинг: 0.0/0
Похожие материалы:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]