Театр Дилижанс
Касса: 34-53-72
Главная » 2015 » Июль » 14 »
09:44
"А в конце мы все молчали". Дарья Попова о проекте "Несбывшееся. Таня. Анна. Хельга"

Говоря о современном театре в последнее время, все чаще говорят о политике. Мы слышим о театре, когда у него меняется директор, и это начинают обсуждать таблоиды. Мы слышим о театре, открывая маленькие анонсы на последних страницах журналов. Мы слышим о театре, когда там ставят скандальные спектакли. Мы слышим о театре мало и не по делу.

Так мы услышали о постановке «Несбывшееся. Таня. Анна. Хельга», которая состоялась 24 июня в рамках VI Театрального Фестиваля «Премьера одной репетиции» на сцене театра «Дилижанс». Услышала о ней, потому что там звучало слово «свастика» - пугающее людей, запутавшихся в нынешнем потоке информации о неонацизме и русофобии. В итоге об этом написали многие, кто не был на спектакле, и, я уверена, не обошел вниманием ни один, кто был. 

 



Материалом спектакля послужили три истории, составленные из дневниковых записей малолетних свидетельниц чудовищных событий Второй мировой войны — блокадного дневника Тани Савичевой, дневника еврейской девочки Анны Франк и писем Хельги Геббельс ее другу.

 



Почему вечером мы не включаем сериал или фильм, а идем в театр? Почему живое действо, эмоции от играющего непосредственно перед тобой человека в разы сильнее? Ведь погрешности видно лучше, а пространство замкнутое и требует от режиссера огромной работы, чтобы переплести всех персонажей, все диалоги, никогда не звучавшие рядом друг с другом. 


Эта постановка даже для обывателя, не заматеревшего рассуждать на темы фабулы и контекста, способна объяснить все это на уровне ощущений. Даже если вы можете сказать о спектакле лишь, о том верили ли вы актерам, их игре и понятен ли был вам сюжет - этот спектакль заставит вас молчать и вслушиваться в собственные эмоции, стыдливо вытирая накатившие слезы. 

О войне ли он? О детях? О судьбе? О нас или тех, кто жил до нас? Постоянно выпадая в пантомимы и сцены, где пластика играет решающую роль. Постоянно переплетая взгляды героинь на отнятое счастливое взросление. «Несбывшееся» напоминает нам о том, что патриотизм и память о войне, это не ленты и парады, наклейки на машину «спасибо деду за победу», не рассказы детям о героях, как и вечный огонь горит не для того, чтобы мы гордились сделанным не нами, а ради нас. 

Он о трагедии. О предвкушение жизни, только начавшемся познании мира, которое на этом и закончится. Итак, девочки, с нарукавными повязками лежат на сцене: Таня с эмблемой красной звезды, Анна с магендовид на повязке и Хельга со свастикой на рукаве. Одинаковый конец для них всех, не начинавших и не участвовавших. Их персонажи лежат на сцене, а они сами лежат гораздо глубже в истории, и в понимании ее без патетики и морализма. 
Они рассказывали нам о том, что не сбылось у них, а мы смотрим на них и понимаем, почему сидим на полу, среди переполненного зала, в неудобной, но такой популярной сейчас камерной обстановке. Мы понимаем все это, поэтому молчим на обсуждении. Молча выходим из зала. Молча голосуем за этот спектакль и его актеров. Приходим домой и говорим: «О чем спектакль? О трех девочках во время войны. Они умерли. Одна была из Ленинграда, другая еврейка, а третья дочь нациста Геббельса. Так жалко было. Я плакала даже». 

Мы молчим о пресловутой свастике и наше «так нельзя» звучит теперь нелепо. Мы молчим о том, как играли актеры, потому что нас учили говорить только о плохой игре. Мы молчим об этом, и Оксана Брыжатая, сыгравшая Хельгу Геббельс и роли в других проектах фестиваля, становится лучшей актрисой VI Театрального Фестиваля «Премьера одной репетиции» в Тольятти. Мы молчим о том, что это постановка еще очень молодого, но уже делающего так много и так хорошо режиссера Алены Савельевой. Мы молчим о том, что в поставке были заняты совсем маленькие дети, для которых это был первый выход на сцену. 

Мы молчим и, наконец-то, начинаем не обсуждать и советовать, а понимать и беречь послевкусие. 
Потому что мы редко слышим о современном театре. 
Мы знаем, где он находится, но вышла новая серия нашего любимого сериала. 
Потому что есть вопрос «Что я буду там делать?». 
Потому что есть мнение «Современный театр – это, когда ничего непонятно и я не пойду». 
Потому что мы не привыкли. 
Нам хочется проще и поближе. 
Нам хочется, чтобы нас либо учили, либо развлекали. 
И мы не понимаем, что сказать, когда с нас спрашивают, а мы не научились и не посмеялись. 

Спасибо, ребята.

 

Дарья Попова

 



Категория: Пресса о театре | Просмотров: 1373 | Добавил: diligence | Теги: пресса, рецензии, Алёна Савельева, Премьера одной репетиции 2015 | Рейтинг: 0.0/0
Похожие материалы:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]