Говоря о современном театре в последнее время, все чаще говорят о политике. Мы слышим о театре, когда у него меняется директор, и это начинают обсуждать таблоиды. Мы слышим о театре, открывая маленькие анонсы на последних страницах журналов. Мы слышим о театре, когда там ставят скандальные спектакли. Мы слышим о театре мало и не по делу.
Так мы услышали о постановке «Несбывшееся. Таня. Анна. Хельга», которая состоялась 24 июня в рамках VI Театрального Фестиваля «Премьера одной репетиции» на сцене театра «Дилижанс». Услышала о ней, потому что там звучало слово «свастика» - пугающее людей, запутавшихся в нынешнем потоке информации о неонацизме и русофобии. В итоге об этом написали многие, кто не был на спектакле, и, я уверена, не обошел вниманием ни один, кто был.
Материалом спектакля послужили три истории, составленные из дневниковых записей малолетних свидетельниц чудовищных событий Второй мировой войны — блокадного дневника Тани Савичевой, дневника еврейской девочки Анны Франк и писем Хельги Геббельс ее другу.
Почему вечером мы не включаем сериал или фильм, а идем в театр? Почему живое действо, эмоции от играющего непосредственно перед тобой человека в разы сильнее? Ведь погрешности видно лучше, а пространство замкнутое и требует от режиссера огромной работы, чтобы переплести всех персонажей, все диалоги, никогда не звучавшие рядом друг с другом.
Эта постановка даже для обывателя, не заматеревшего рассуждать на темы фабулы и контекста, способна объяснить все это на уровне ощущений. Даже если вы можете сказать о спектакле лишь, о том верили ли вы актерам, их игре и понятен ли был вам сюжет - этот спектакль заставит вас молчать и вслушиваться в собственные эмоции, стыдливо вытирая накатившие слезы.
О войне ли он? О детях? О судьбе? О нас или тех, кто жил до нас? Постоянно выпадая в пантомимы и сцены, где пластика играет решающую роль. Постоянно переплетая взгляды героинь на отнятое счастливое взросление. «Несбывшееся» напоминает нам о том, что патриотизм и память о войне, это не ленты и парады, наклейки на машину «спасибо деду за победу», не рассказы детям о героях, как и вечный огонь горит не для того, чтобы мы гордились сделанным не нами, а ради нас.
Он о трагедии. О предвкушение жизни, только начавшемся познании мира, которое на этом и закончится. Итак, девочки, с нарукавными повязками лежат на сцене: Таня с эмблемой красной звезды, Анна с магендовид на повязке и Хельга со свастикой на рукаве. Одинаковый конец для них всех, не начинавших и не участвовавших. Их персонажи лежат на сцене, а они сами лежат гораздо глубже в истории, и в понимании ее без патетики и морализма.
Они рассказывали нам о том, что не сбылось у них, а мы смотрим на них и понимаем, почему сидим на полу, среди переполненного зала, в неудобной, но такой популярной сейчас камерной обстановке. Мы понимаем все это, поэтому молчим на обсуждении. Молча выходим из зала. Молча голосуем за этот спектакль и его актеров. Приходим домой и говорим: «О чем спектакль? О трех девочках во время войны. Они умерли. Одна была из Ленинграда, другая еврейка, а третья дочь нациста Геббельса. Так жалко было. Я плакала даже».
Мы молчим о пресловутой свастике и наше «так нельзя» звучит теперь нелепо. Мы молчим о том, как играли актеры, потому что нас учили говорить только о плохой игре. Мы молчим об этом, и Оксана Брыжатая, сыгравшая Хельгу Геббельс и роли в других проектах фестиваля, становится лучшей актрисой VI Театрального Фестиваля «Премьера одной репетиции» в Тольятти. Мы молчим о том, что это постановка еще очень молодого, но уже делающего так много и так хорошо режиссера Алены Савельевой. Мы молчим о том, что в поставке были заняты совсем маленькие дети, для которых это был первый выход на сцену.
Мы молчим и, наконец-то, начинаем не обсуждать и советовать, а понимать и беречь послевкусие.
Потому что мы редко слышим о современном театре.
Мы знаем, где он находится, но вышла новая серия нашего любимого сериала.
Потому что есть вопрос «Что я буду там делать?».
Потому что есть мнение «Современный театр – это, когда ничего непонятно и я не пойду».
Потому что мы не привыкли.
Нам хочется проще и поближе.
Нам хочется, чтобы нас либо учили, либо развлекали.
И мы не понимаем, что сказать, когда с нас спрашивают, а мы не научились и не посмеялись.
Спасибо, ребята.
Дарья Попова
|